Церковь в англии как называется. Королева Великобритании Елизавета II может лишиться статуса главы Англиканской церкви. Список использованных источников

Задолго до начала протестантского движения на территории Европы реформаторские идеи ходили среди жителей Англии, так как во времена Средневековья диктатура Римской церкви была достаточно жесткой. Кроме репрессий и вмешательства в частную жизнь, церковь фактически управляла государствами, принимая активное участие в политических играх.

Развитие экономических отношений требовало и перемены линии взаимодействия церковной и светской власти, решения не только социальных, но и религиозных проблем. На основе появления разительных отличий между каноничными текстами и их трактовкой в лице служителей церкви в пятнадцатом столетии появляется новая религиозная община – Англиканская церковь.

Особенности Англиканской церкви

В отличие от других протестантских течений, новая церковь Англии сохранила основные традиции – к примеру, в вопросе преемственности церковной иерархии. При возведении в новый сан обязательно проходит священное таинство с молитвой и призывом Святого Духа. Так, по настоянию Елизаветы I, была создана и одобрена так называемая книга Англиканской веры, которая содержит всего тридцать девять статей и обрисовывает основные догмы новой веры. Но при это пространность основных пунктов допускает возможность неоднозначных трактовок, которые до сих пор являются предметом споров. Что интересно, присягу британские монархи приносят именно на этом своде догм.

Основные догмы

Основы Англиканской церкви не были такими категоричными, как в других странах Европы. В них можно достаточно явно отследить политические веяния шестнадцатого века. Так, главным достижением новой церкви является независимость от Ватикана. Главой же выступал не духовный наставник, а непосредственно монарх. Также не признавалось монашество, а спасать душу следовало не отказом от мирского, а путем личной веры. Такой подход помог поддержать казну страны – приходы и монастыри лишились своего имущества в пользу государства.

Еще одной особенностью именно Англиканской церкви стоит назвать признание только трех Таинств – это Покаяние, Крещение и Причащение. И, не смотря на реформаторские традиции, в церквях разрешено поклонение иконам, допускаются пышные наряды священнослужителей и использование органной музыки.

Основным достижением новой церкви стало решение проводить богослужение на родном языке прихожан, как и публиковать Библию – в отличие от католицизма, где везде используется исключительно латынь.

Церковь и государство

На определенном этапе развития любая религия сталкивается с необходимостью разделения церковной и светской жизни. В Англии церковная община является фактически еще одним государственным органом – это с учетом того факта, что страна является светской.

По нормам Англиканской церкви, правящий монарх не только юридически является главой, но также может назначать епископов и архиепископа. Большинство епископов, к тому же, члены Палаты лордов. Монарх может контролировать церковные доходы и решать догматические споры, инспектировать епархии. Изменения церковных канонов происходят только после согласования в Парламенте.

Сейчас Англиканская церковь достаточно распространена в мире – более девяноста миллионов верующих насчитывают ее приходы, и число приверженцев такой ветки христианства продолжает расти.

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (английский Anglican Church, латинский Ecclesia Anglicana), общеупотребительное название национальной церкви Англии (The Church of England), официальной протестантской церкви Великобритании; в обобщающем смысле - все церкви, исторически связанные с церковью Англии, разделяющие англиканское вероучение (доктрину Англиканской церкви), допускающие евхаристическое общение и признающие авторитет архиепископа Кентерберийского.

Вероучение . Доктрина Англиканской церкви является сочетанием положений, присущих как католическому, так и протестантским (лютеранскому и кальвинистскому) вероучениям. Наиболее важными источниками, излагающими основные положения англиканского вероучения, являются Книга общих молитв и «Тридцать девять статей» .

Основной источник вероучения в Англиканской церкви Священное Писание (ст. 6 AR). Как таковое учение о Священном Предании в «Тридцати девяти статьях» не содержится, однако в статье 34 AR говорится о «преданиях Церкви», под которыми подразумеваются разные литургические обычаи, основным критерием правильности которых служит «непротиворечие Слову Божию». Принципиальным положением англиканского вероучения является необходимость проповеди и совершения таинств на национальном языке (ст. 24 AR).

В соответствии с католической традицией Англиканская церковь признаёт исхождение Святого Духа и «от Сына» (Filioque) (ст. 5 AR). В целом Англиканская церковь не имеет в христологии отступлений от католического и православного учений. Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек, пострадавший, распятый, умерший во искупление «всех действительных грехов людей» (ст. 2 AR), сошедший во Ад и воскресший. Англиканское вероучение не содержит понятия о церкви как Теле Христовом. Англиканская церковь принимает только «два таинства, установленные Христом Господом нашим в Евангелии, а именно Крещение и Вечеря Господня» (т. е. Евхаристия) (ст. 25 AR). Об оставшихся таинствах говорится, что они не имеют подтверждения или прообраза в Евангелии. Сформулированная в эпоху Реформации англиканская доктрина в принципе отрицала почитание мощей, икон и статуй святых как не находящее подтверждения в Священном Писании; отрицалось также учение о заслугах святых, пополняющих «сокровищницу благодати», хранимую церковью. Однако в 19 веке под воздействием Оксфордского движения, чья деятельность привела к сближению с католичеством и возникновению англокатолицизма, в практике «Высокой церкви» стало допускаться наличие в храмах икон некоторых святых.

История . Английская Реформация опиралась на национальную традицию критики Римско-католической церкви, изложенной на рубеже 15-16 века в теологических трактатах и проповедях Дж. Уиклифа, в произведениях Дж. Фишера, Дж. Колета и др. Впервые идеи лютеранской Реформации стали проникать в Англию в начале 16 века. С 1529 по 1536 год созванный по инициативе короля Генриха VIII Парламент Реформации принял ряд законов, ограничивших юрисдикцию, финансовые права и влияние папы Римского в Англии: акты «Об ограничении аннатов» (1532), «Об ограничении апелляций к Риму» (1533), «О подчинении духовенства» (1534), «О церковных назначениях» (1534), «Об отмене папской юрисдикции в отношении английского духовенства» (1536). Принятый Парламентом Реформации Акт о супрематии (1534) провозгласил короля верховным главой церкви и впервые узаконил независимую от Рима национальную Англиканскую церковь, управляемую примасом - архиепископом Кентерберийским. Земельные владения церкви перешли к королю в результате проведённой им в 1535-39 годах секуляризации имущества церкви. В результате «королевской реформации» Англиканская церковь превратилась в один из институтов государства. Право утверждать её доктрину, обряды и внутреннюю структуру было юридически закреплено за королём и английским парламентом. В 1536 году Комитет Реформации под председательством архиепископа Кентерберийского Томаса Кранмера, главного идеолога английской Реформации в 1-й половине 16 века, сформулировал основные принципы англиканского вероисповедания «Десять статей». В конце 1530-х годов появились английские переводы Библии [в 1539 году вышло 1-е издание так называемой Большой Библии (Create Bible)]. Восшествие на престол короля Эдуарда VI (1547-53) ознаменовало начало нового, более радикального этапа Реформации. Были сняты ограничения на чтение Библии для мирян (введены в 1543), создана комиссия для выработки англиканского символа веры. Важнейшим шагом в английской Реформации стало издание Книги общих молитв (1549), а также «Актов о единообразии», унифицировавших литургическую практику англиканства. В правление королевы Елизаветы I Тюдор (1558-1603) были приняты новый «Акт о супрематии» и «Тридцать девять статей», тогда же был окончательно определён компромиссный характер вероучения Англиканской церкви - выбран срединный путь (via media) между католицизмом и протестантизмом. Однако это не удовлетворяло как английский католиков, так и пуритан - сторонников радикальной реформы церкви. Пуритане перешли в это время к критике официальной Англиканской церкви, главными её объектами были епископат, церковная иерархия и пышность богослужения. В пуританском движении выделились умеренное пресвитерианское (смотри Пресвитериане) и радикальное индепендентское (смотри Индепенденты) направления. При первых Стюартах критика епископального устройства Англиканской церкви со стороны пуритан усилилась.

Новым явлением в Англиканской церкви 17 века стало распространение арминианства. Король Карл I назначил в 1633 году архиепископом Кентерберийским У. Лода — видного теоретика арминианства, начавшего возрождать традиции католического богослужения. Эти реформы не были приняты как умеренными англиканами, так и пуританами. В 1640 году так называемый Долгий парламент подверг Лода импичменту. В 1642 году парламентом был принят «Билль об исключении епископов», запрещавший не только епископам, но и любым духовным лицам занимать светские государственные должности. В 1643 году была упразднена система епархиального управления в Англии и Уэльсе и секвестирована собственность всех капитулов, архиепископов, епископов, деканов и духовных лиц, поддержавших короля в его войне с парламентом. В июне 1643 года по решению парламента была созвана Вестминстерская ассамблея богословов, на которой доминировали пресвитериане; результатом её работы стало составление Вестминстерского исповедания. В 1646 году процесс разрушения епископального устройства Англиканской церкви был завершён решением (ордонансом) об уничтожении архиепископств и епископств.

В период Республики и протектората О. Кромвеля сформировалась пресвитерианская церковь, но она не смогла вытеснить официальную Англиканскую церковь на территории всей страны. В процессе реставрации монархии король Карл II (1660-85) восстановил Англиканскую церковь с её прежним епископальным устройством.

На рубеже 17-18 века вошли в употребление понятия «Высокая» и «Низкая» церковь. Термин «Высокая церковь» применяется к сообществу тех членов Англиканской церкви, которые склонны подчёркивать её общность скорее с католической, чем с протестантской традицией. В начале 18 века возник термин «Низкая церковь» - течение в англиканстве, идейно близкое к радикальному протестантизму. С середины 19 века к этому направлению стали относить евангеликов (смотри Евангелические церкви). Заметным явлением в жизни Англиканской церкви стало зарождение в 18 веке методизма. Его возникновение явилось реакцией широких слоёв общества на распространение скептицизма и атеизма. В 1795 году методисты, создавшие собственную, хорошо организованную церковную структуру, выделились из церкви Англии.

Стремление укрепить позиции Англиканской церкви, которым, с одной стороны, угрожало «наступление католиков», с другой интеллектуальный либерализм, дало начало Оксфордскому движению. Одной из проблем, возникших перед Англиканской церковью в 19 веке, стала необходимость определить её отношение к новейшим достижениям естественных наук. Результатом дискуссий и признания необходимости новых интерпретаций в оценке картины мира стало оформление в Англии либеральной теологии. В 1860 году сторонники усиления рационалистического начала в богословии (Б. Джоуэтт, Ф. Темпл, М. Паттисон) изложили свои взгляды в сборник «Опыты и обзоры» («Essays and Reviews», 1860), который вызвал критику представителей всех течений в Англиканской церкви. К либеральным теологам, стремившимся интерпретировать англиканское вероучение с учётом историко-культурных исследований, психологии, сравнительной лингвистики и таким образом сгладить противоречия «высокого» и «низкого» направлений, стали применять определение «Широкая церковь». Позднее его распространили и на идейных наследников либеральной теологии - модернистов конца 19 - начала 20 века.

Кризис в конституционных отношениях светского государства и церкви на рубеже 19-20 века был вызван тем, что церковь практически не имела возможности принимать самостоятельные решения по вопросам вероучения, внутреннего устройства и богослужебной практики. Попытки изменить ситуацию привели к созданию в 1919 году Национальной ассамблеи церкви Англии (The Church of England National Assembly), которая получила полномочия подготавливать законодательные предложения по вопросам церковной жизни, но они по-прежнему должны были утверждаться парламентом и монархом. Активизация приходской жизни, участие мирян в просветительской и благотворительной деятельности церкви обусловили появление системы представительства от мирян в органах церковного управления всех уровней. В 1921 году была проведена реформа церковного самоуправления: в приходах в обязательном порядке создавались советы с участием мирян. В 1947-67 годах Национальная ассамблея получила функции верховного апелляционного суда по вопросам доктрины церкви, богослужения и церковной дисциплины, принадлежавшие ранее светскому органу — юридическому комитету Кабинета министров. По Акту о синодальном управлении (Synodical Government Measure Act, 1965), одобренному парламентом, Национальная ассамблея в 1969 году была преобразована в Генеральный синод церкви Англии, получивший право законодательной инициативы в церковных вопросах.

Церковно-административное устройство . Англиканская церковь насчитывает около 26 миллион членов (2003). Её главой является правящий монарх, которому принадлежит исключительное право назначать архиепископов, епископов и настоятелей кафедральных соборов (это право закреплено «Актом о назначении епископов», 1533). По согласованию с премьер-министром правящий монарх назначает архиепископов (2 человек), епископов (108 человек), настоятелей соборов (42 человек). Территориально в юрисдикцию Англиканской церкви входят: Англия, остров Мэн; острова, расположенные в пределах пролива Ла-Манш; острова Силли, часть Уэльса, диоцез, включающий конгрегации во всех странах Европы, а также Марокко, Турцию и некоторые территории бывшего СССР. Церковь Англии делится на 2 провинции: южную возглавляет архиепископ Кентерберийский, северную - архиепископ Йоркский. В состав северной провинции входят 14 диоцезов, южная провинция насчитывает 40 диоцезов. Диоцезы состоят из 13 тысяч приходов в Англии и 260 европейских конгрегаций.

Англиканские епископы являются духовными лордами королевства, оба архиепископа и 24 епископа входят в состав Верхней палаты парламента. Влияние государства на дела церкви выражается в том, что подбор кандидатов на вакантные епископские кафедры осуществляется премьер-министром, независимо от того, принадлежит ли он к Англиканской церкви, и его специальным секретарём. В отношении поставления на должность священников в Англии продолжает действовать средневековая традиция — во многих случаях священник выдвигается патронами, в числе которых могут быть монарх (контролирующий в этом качестве несколько сотен приходов), министры правительства, авторитетные представители местной аристократии, а также корпорации - университеты и кафедральные соборы. Англиканская церковь разрешает вступать в брак клирикам как до поставления (ординации), так и после него.

С конца 20 века Англиканская церковь допускает также женское священство. С 1977 года женщин посвящают в диаконы, с 1990 - в пресвитеры. Это решение вызвало неоднозначную реакцию в Англиканской церкви и в Англиканском содружестве, в связи с чем в резолюциях 13-й Ламбетской конференции (1998) разъясняется, что и те, кто одобряют ординацию женщин, и те, кто не принимают её, являются истинными англиканами.

В 1704 году началось возрождение церковной собственности с так называемого «дара королевы Анны» (1702-14), пожаловавшей церкви дотацию «на поддержание бедного духовенства». С 1809 года Англиканская церковь стала получать постоянные государственные субсидии, расходование которых контролировалось парламентом. С 1936 года упразднена церковная десятина, в связи с чем парламент Англии выплатил церкви единовременную компенсацию в 70 миллионов фунтов стерлингов. Основную часть доходов церкви Англии составляют пожертвования. В 1998 году в собственности Англиканской церкви находились 42 кафедральных собора и 16 тысяч церквей, из них 13 тысяч считаются архитектурно-историческими памятниками. В ведении церкви находится около 5 тысяч школ.

Англиканское содружество (английский Anglican Communion) объединяет церкви, исповедующие англиканское вероучение, придерживающиеся практики богослужения, определяемой Книгой общих молитв, допускающие евхаристическое общение и признающие в той или иной степени историческую связь с Кентерберийской епархией, а также авторитет архиепископа Кентерберийского.

Во 2-й половине 17-18 века влияние церкви Англии вышло за пределы Британских островов. Диоцезы Англиканской церкви были образованы в Североамериканских колониях Великобритании и в Канаде, позднее на их месте возникли независимые Протестантская епископальная церковь Америки и Англиканская церковь Канады. По мере расширения Британской империи в 19 веке учреждаются новые диоцезы в Африке, Индии, Австралии и Новой Зеландии; благодаря миссионерской деятельности диоцезы появляются также на территориях, не входящих в состав империи, - в Японии, Китае, Египте, Иране, на островах Полинезии, на острове Мадагаскар, в Южной Европе, в Иерусалиме, Гибралтаре (территории с особым статусом) и др. Увеличение числа заморских диоцезов и повышение статуса церковных иерархов в колониях привело к созданию в 1841 году Совета колониальных епископств (Colonial Bishoprics’ Council). В конце 19 - начале 20 века заморские провинции и диоцезы обретали всё большую независимость как от Британской империи, так и от Кентерберийского престола. Этот процесс стал необратимым после завершения 2-й мировой войны и окончательного отказа Британии от её колониальных владений в 1960-х годах.

Возникновение Англиканского содружества относится к 1867 году, когда разногласия между сторонниками «высокого» и евангелического направлений в Англиканской церкви Канады поставили епископов колониальных церквей перед необходимостью обсудить ряд общих теоретических и юридических вопросов. С этой целью в 1867 году в лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского - Ламбетском дворце - была созвана 1-я Ламбетская конференция. С тех пор Ламбетские конференции англиканских епископов проходят под председательством архиепископа Кентерберийского каждые 10 лет (за исключением периода 1930-48, когда регулярным встречам помешала война). Конференции являются неформальным собранием иерархов англиканских церквей, резолюции которого не считаются законодательными актами и необязательны для выполнения членами Англиканского содружества. Тем не менее, резолюции Ламбетских конференций пользуются большим авторитетом. Решения и отчёты о Ламбетских конференциях регулярно публикуются («Lambeth Conference. Resolutions and Reports»). Официальным печатным органом Англиканского содружества является также журнал «Англиканский мир» («Anglican World»).

Членами Англиканского содружества одновременно являются как отдельные диоцезы, так и провинции, автономные национальные церкви, региональные объединения церквей и международные церковные организации. Почетной главой является архиепископ Кентерберийский, который, однако, не имеет особых полномочий за пределами церкви Англии, Кентерберийской епархии и ряда диоцезов, находящихся в прямом подчинении ему, рассеянных по всему миру.

Лит.: А collection of articles of the Church of England. L., 1661; The book of common prayer. L., 1662; Collectio Documentorum Historiae Reformationis Ecclesiae Anglicanae. L., 1680; Beveridge W. The Doctrine of the Church of England. Oxf., 1840; А history of the articles of religion. L., 1851; Михайлов ский В. М. Англиканская церковь в ее отношении к Православию. СПб., 1864; Phillimore R. The Ecclesiastical law of the Church of England: In 2 vol. L., 1873-1876; Соколов В. А. Иерархия Англиканской епископальной церкви. М., 1906; Ollard S. L. А dictionary of English Church history. L., 1912; Major Н. D. English modernisms, its origins, methods, aims. Oxf., 1927; Rupp Е. The making of the English Protestant tradition. Camb., 1947; Great Britain. Laws and statutes. The public general acts and Church Assembly Measure. L., 1961 -; Herklots Н. G. G. Frontiers of the Church: The making of the Anglican Communion. L., 1961; Martin J.А. The new dialogue between philosophy and theology. L., 1966; The canons of the Church of England. L., 1969; FouyasM. Orthodoxy, Roman Catholicism and Anglicanism. L., 1972; Duffy Е. The stripping of the altars: traditional religion in England, 1400-1580. L., 1992; Haigh С. English reformations: religion, politics and society under the Tudors. Oxf., 1993; Lambeth Conference, 1998; Resolutions and Reports. L., 1998.

О. В. Дмитриева, А. В. Третьяков, В. В. Чернов.

Протестантизм

Англиканство

Основные особенности англиканства

Окончательное торжество англиканства наступило при королеве Елизавете, которая в 1563 г. парламентским актом провозгласила «39 статей» англиканской церкви в качестве англиканского символа веры. Эти статьи проникнуты пртестантским духом, но они умышленно обходят вопросы, которые разделяли протестантов XVI в. и продолжали разделять в XVII в., - вопросы о причастии и предопределении.

Статьи были составлены под влиянием и при участии протестантских континентальных богословов, главным пособием послужило «Аугсбургское вероисповедание». В этих статьях следует различать:

1) догматы, которые имеют общехристианский характер, как-то: учение о триедином боге, творце и промыслителе мира, о сыне божьем, его воплощении, соединении в нём двух естеств - божественного и человеческого, его воскресении, вознесении и втором пришествии и т.д.;

2) протестантское отрицание чистилища и индульгенций, предписание проповеди и богослужения на народном языке, отмена обязательного безбрачия духовенства, отрицание папской власти, учение о том, что священное писание содержит всё необходимое для спасения, учение об оправдании одною верой, отрицание почитания икон и мощей, отрицание пресуществления;

3) утверждение церковного главенства короны, т.е. верховным правителем англиканской церкви является король, осуществляющий свою власть при посредстве послушного клира.

Королевская власть в Англии имеет право назначать епископов на вакантные кафедры, созывать конвокации, т.е. соборы всех епископов провинции и выборных представителей низшего духовенства, является высшей апелляционной инстанцией по церковным делам. Со временем королевское церковное главенство превратилось в главенство над церковью парламента. Назначение на епископские кафедры зависит от премьер-министра, роль высшей апелляционной инстранции выполняет особый протестантский совет, члены которого могут и не быть англиканами и, как правило, ими не бывают.

Наиболее характерной особенностью англиканской церкви является то, что в ней сохранилась церковная иерархия. Согласно учению англиканской церкви, только духовенство обладает всеми благодатными дарами истинной иерархии, духовенство отличается от мирян, которые устранены от всякого руководства церковной жизнью. Англиканство эклектически соединило католический догмат о спасающей силе церкви с догматом об оправдании верой.

По своему устройству англиканская церковь епископальная. Священнослужители деляться на три группы: епископов, пресвитеров и диаконов, которые все возводятся в свой сан через епископское рукоположение. Группирующиеся вокруг своего храма верующие составляет церковную общину. Верующие на своих приходских собраниях определяют налог в пользу церкви и избирают из своей среды попечителя, или старосту, для заведования делами прихода. Священники прихода назначаются местными патронами. Сохраняются церковные суды, епископ творит суд в своём епископском суде. Епископы по своему сану занимают положение лордов, и многие из них состоят членами верхней палаты парламента.

Богослужение англиканской церкви изложено в «Книге общих молитв», которая представляет собой слегка изменённый перевод на английский язык римско-католической богослужебной книги, употреблявшейся в Англии до Реформации. В англиканстве сохранён пышный культ, употребляются священные облачения.

Более экуменична.

Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой.

Характерной чертой англиканской церкви является ее епископальное устройство, напоминающее католическое и претендующее на апостольскую преемственность.

В области догматики и обрядности примечательно разделение на два течения - "высокое", тяготеющее к католицизму , и "низкое", протестантское . Эта особенность позволяет англиканской церкви вступать в экуменические контакты как с католической церковью, так и с протестантскими течениями.

Англиканства придерживается ряд церквей, допускающих взаимное причащение членов и находящихся в слабом организационном единстве с Кентерберрийской епархией. В состав Англиканского содружества входят 25 автономных церквей и 6 церковных организаций. Высшие иерархи этих фактически независимых церквей встречаются на периодических Ламбертских конференциях.

Английская англиканская церковь является одной из государственных церквей Великобритании наравне с пресвитерианской церковью Шотландии. Ее главой выступает монарх. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский, а также епископы назначаются монархом по рекомендации правительственной комиссии. Часть епископов занимает места в палате лордов парламента.

Общее число приверженцев англиканской церкви на конец XX века (включая епископальные церкви) - около 70 миллионов человек, преимущественно в Великобритании и ее бывших колониях и протекторатах.

История

Начало Реформации в Англии связано с именем короля Генриха VIII (1509-1547). Он происходил из династии Тюдоров. В молодые годы был искренним, горячим приверженцем папизма. Его именем подписан богословский трактат против Лютера . Тогдашний папа даже наградил его титулом "Вернейшего чада Апостольского Престола".однако это "верное чадо" хотя богословски, может быть, и действительно тяготело к тому, чему учит Рим, но руководствовалось в своих поступках еще и личными мотивами. Генрих VIII два раза разводился и вступал в новый брак. В первый раз он развелся для того, чтобы жениться на испанке Екатерине Арагонской, дочери императора Карла V. Римский Престол пошел на компромисс ради блага католической церкви, и Генриху было позволено так поступить, несмотря на то что она была вдовой брата Генриха VIII (а значит считалась его родственницей). Когда Генрих пожелал расторгнуть этот брак и жениться на Анне Болейн, фрейлине королевы, он обратился к папе с просьбой признать его союз с Екатериной Арагонской недействительным. Но папа Климент VII не согласился - у него были свои обязательства перед испанской короной. Генрих, однако был человеком решительным и для достижения своих целей в данном случае посчитал возможным пренебречь мнением папы и обратиться с той же просьбой к английским католическим епископам. Примас (то есть первенствующий епископ) Англии Томас Кранмер (В старых книгах пишут Фома Кранмер) сделал то, что отказался сделать папа: разрешил Генриху VIII развод и венчал его с Анной Болейн. Это произошло в году. Кранмер, в отличии от Генриха, был человеком с некоторыми богословскими убеждениями.

Вероучение

В англиканстве смешались разные вероучения: что-то досталось от католиков, что-то от древней неразделенной Церкви, что-то носит отчетливый протестантский характер. В отличие от всех других протестантов англикане хотя и не признавали священство таинством, но все же до последнего времени сохраняли епископальный строй и апостольское преемство иерархии. Разрушилось это только в XX веке когда они ввели женское священство . Англикане отвергли индульгенции и учение о чистилище . Священное Писание они признают единственным источником веры, но в тоже время принимают три древних символа: Никео-Цареградский и еще два, которые у нас известны, но литургически не употребляются,- так называемый Афанасьевский символ (Афанасия Александрийского) и так называемый Апостольский символ .

От католицизма в англиканстве осталось признание исхождения Святого Духа от Отца и Сына, но у них нет такого пафоса как у католиков. По традиции они употребляют filioque , но в тоже время не настаивают на этом учении, считая его частным богословским мнением. Кроме этого от католицизма достался самый строй службы. Богослужение англикан в значительной мере восходит к католическому. Евхаристическое богослужение, конечно, напоминает мессу, хотя служится оно на английском языке.

В книгах, издаваемых англиканами, много таких повествований, которые бы мы назвали "житиями святых". Они не молятся святым как ходатаям пред Богом, однако почитание их памяти, обращение к их жизни, к их подвигу очень распространено. Не поклоняясь иконам в смысле воздаяния чести через образ первообразу, они широко используют религиозную живопись. Во время англиканского богослужения употребляется инструментальная музыка: орган или даже оркестр.

Главой англиканской церкви в Англии раньше являлся король а теперь парламент. Поныне все изменения вероучения, богослужения должны быть одобрены парламентом. Это парадоксально, потому что в современный английский парламент входят не только англикане но и люди других вероисповеданий и просто неверующие. Но этот очевидный анахронизм существует только в самой Англии. Англикане, рассеянные по другим странам мира, могут изменять свой строй как хотят, не советуясь со светской властью. Всего в мире сейчас около 90 миллионов англикан. За пределами Великобритании они именуют себя Епископальной церковью . Основные регионы распространения англиканства - это прежде всего Северная Америка , Австралия , Новая Зеландия , Африка (те страны, которые были колониями Англии). Высшим органом для всех англикан являются так называемые Ламбетские конференции . На эти конференции раз в пять лет в Ламбетский дворец (дворец епископа Лондонского) съезжаются отовсюду англиканские епископы. Они могут принимать решения по вероучительному строю или по другим вопросам всего англиканского сообщества.

Особенности англиканской церкви.
За несколько столетий до начала протестных движений в Европе, реформаторские настроения уже будоражили умы жителей британских островов. Доктриной Римской Церкви в средние века являлось не только осуществление духовного диктата над населением Европы. Ватикан активно вмешивался в светскую жизнь суверенных государств: кардиналы и епископы принимали участие в политических играх монархических династий, а чрезмерные налоги в пользу папской казны вызывали недовольство среди знати и простых людей. Для претворения в жизнь интересов Рима в приходы назначалось иноплеменное духовенство, далекое от сочувствия нравственным запросам местных верующих. Развитие феодальной экономики требовало ревизии отношений светской власти и Церкви. Наряду с социально-политическими и экономическими предпосылками возникли проблемы вероучительного характера. Все громче раздавались возгласы о том, что католическая вера отклонилась от апостольских традиций. Все это привело к тому, что в XVI веке на Британских островах была образована новая духовная общность - Англиканская Церковь.

Генрих VIII - расколоначальник
Есть такой термин у христианских богословов. Революционные настроения в церковной среде созревают очень часто и по разным причинам: повальное невежество верующих масс, политические коллизии... Крамольные мысли называются искушением. Но вот находится один, кто решается перейти рубикон и выразить общие чаяния в реальных делах. В Британии это сделал король Генрих VIII. Именно при этом монархе началась история Англиканской Церкви. Поводом послужило желание Генриха развестись с первой женой Екатериной Арагонской и жениться на Анне Болейн. Церковный развод - дело щепетильное. Но знатным особам иерархи всегда шли навстречу. Екатерина была родственницей Карла V. Чтобы не портить отношения с германским императором, папа Климент VII английскому монарху отказал. Генрих решает разорвать связь с Ватиканом. Он отверг каноническое главенство Рима над Церковью Англии, и парламент всецело поддержал своего монарха. В 1532 году король своим указом назначает Фому Кранмера новым Архиепископом Кентерберийским. Прежде епископы присылались из Рима. По договоренности, Кранмер освобождает короля от брака. В следующем году парламент принимает «Акт о супрематии», провозгласивший Генриха и его приемников на престоле верховным главой Церкви в Англии. Так и совершилось отделение английских приходов от Ватикана. Во второй половине XVI века - во время правления Марии Тюдор, ревностной католички - Католическая и Англиканская Церковь формально соединились на короткое время.

Основы вероучения Англиканской Церкви

Священство и духовенство - не тождественные понятия. Одним из важнейших вопросов всех христианских конфессий является догмат о церковной иерархии. Согласно канонам, пастырь возводится в священный сан не прихотью человеческой, а Святым Духом через особое таинство рукоположения. На протяжении тысячелетий сохраняется преемственность каждого священнослужителя, берущая начало со Дня сошествия Святого Духа на апостолов. Многие протестантские течения отвергли необходимость для своих пастырей быть священниками. Англиканская Церковь, в отличие от других реформаторских течений, сохранила преемственность иерархии. При возведении в священные степени через епископское рукоположение совершается таинство с молитвенным призыванием Святого Духа. На церковном Соборе в 1563 г. по настоянию королевы Елизаветы I была одобрена символическая книга Англиканской веры в составе 39 статей. Она красноречиво показывает, каковы особенности Англиканской Церкви. Вероучительная доктрина англиканства представляет собой синкретизм католицизма и протестантских воззрений лютеранства и кальвинизма. Тридцать девять тезисов сформулированы достаточно пространно и неопределенно, допуская множество толкований. Британия ревностно сохраняет свое реформаторское начало. Каноны требуют от клириков публичного исповедования своей верности этим Статьям. Британский монарх, присягая на коронации, сосредотачивает свою клятву именно на протестантских догмах. Текст священной клятвы содержит отрицание веры в то, что во время литургии происходит претворение хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа. Таким образом, не приемлется сама суть христианства: жертва Спасителя во имя всех уверовавших в Него. Также отвергается поклонение Деве Марии и святым.

Догматы англикан
Антиримские движения в обществе христиан Британских островов не привели к таким радикальным последствиям, как на материке. Основные канонические нормы несут печать политических и экономических устремлений знати XVI века. Самое главное достижение заключается в том, что Англиканская Церковь не подчиняется Ватикану. Главой её является не духовное лицо, а король. Англиканство не признает институт монашества и допускает путь спасения души личной верой, без помощи Церкви. В свое время это очень помогло поддержать казну короля Генриха VIII. Приходы и монастыри были лишены имущества и упразднены.
Таинства
Англикане признают только три Таинства: Крещение, Причащение и Покаяние. Хотя Англиканскую общину именуют реформаторской и протестантской, богослужебная традиция допускает почитание икон и пышные облачения духовенства. В храмах во время богослужений используется органная музыка.
Язык богослужений
Во всех уголках мира католическое богослужение совершается на латыни, независимо от родного языка прихожан. В этом главное отличие Католической Церкви от Англиканской, где Библия переведена на английский, и службы проводятся на родном языке.
Три церкви
В англиканстве существует три рода внутренних течений. Так называемая «низкая церковь» ревностно соблюдает завоевание реформации. «Высокая» тяготеет к восстановлению некоторых атрибутов католицизма: почитания Девы Марии и святых, употребления священных изображений. Приверженцев этого течения именуют англокатоликами. Обе эти формации объединены в рамках одной общины «широкой церкви».

Акт о супрематии превратил Церковь в государственную структуру
Все религии мира рано или поздно сталкиваются с необходимостью разграничения полномочий со светской властью. Древний Израиль был теократическим государством. Византия реализовала синергию Церкви и власти императора. А в Британии общество верующих фактически превратилось в один из органов государственной системы. Это при том, что Англия - государство светское. Британский монарх имеет право назначать предстоятеля Церкви и епископов. Кандидатов на рукоположение на утверждение представляет премьер-министр. Архиепископ Кентерберийский не имеет административной власти за пределами Англии. Большая часть епископата - это члены Палаты лордов. Юридически глава Англиканской Церкви - правящий монарх, независимо от пола. Акт о супрематии наделяет короля полнотой юрисдикции над Церковью, что дает ему право контролировать доходы и назначать клириков на церковные должности. Кроме того, монарх имеет право решать догматические вопросы, инспектировать диоцезы (епархии), искоренять еретические учения и даже вносить изменения в богослужебный чин. Правда, за всю историю англиканства таких прецедентов не было. Если возникает необходимость канонических изменений, то собор духовенства не вправе делать этого самостоятельно. Подобные мероприятия должны проходить процедуру утверждения в правительственных органах. Так, в 1927 и 1928 годах Парламент Великобритании не принял предложенный собором духовенства новый канонический сборник взамен утратившей актуальность «Книги общественных молитв», изданной в 1662 году.
Устройство Англиканской Церкви
Англиканское вероисповедание распространилось по всему миру параллельно британской экономической и политической экспансии. Общая численность исповедующих эту веру, по состоянию на 2014 год, достигает 92 миллионов человек. За пределами Британских островов община именует себя епископальной Церковью. В наши дни англиканство представляет собой сообщество поместных Церквей, признающих свои духовным лидером Архиепископа Кентерберийского. В этом аспекте есть некоторая аналогия с Римской Церковью. Каждая из национальных общин независима и самостоятельна в управлении, точно так же, как в православной канонической традиции. Поместных Церквей, или Провинций у англикан 38, в состав которых входит более 400 епархий на всех континентах. Архиепископ Кентерберийский не является главенствующим (канонически или мистически) над другими предстоятелями сообщества, но он - первый по воздаянии почестей среди себе подобных. Отличие католической Церкви от англиканской в том, что Папа Римский является верховным главой всех католиков, как в духовном, так и в административном плане. Существование поместных национальных сообществ Ватиканом не приемлется. Для обсуждения вопросов церковной жизни англиканское духовенство периодически собирается на конференции в Ламбертском дворце в Лондоне.

Женский епископат
Особенности Англиканской Церкви не исчерпываются ее правовым статусом и вероучительными догмами. В 60-х годах прошлого века началось феминистское движение. По прошествии десятилетий борьба за прекращение притеснений в социальной среде привела не только к изменению положения женщины в обществе, но и к деформациям представления о Боге. Протестантизм немало этому способствовал. В религиозных воззрениях реформаторов пастырь - это, в первую очередь, социальное служение. Гендерные различия этому не могут быть помехой. Впервые таинство рукоположения женщины в пресвитера было совершено в одной из англиканских общин Китая в 1944 г. В начале 70-х годов XX века Епископальная Церковь США официально одобрила хиротонию слабого пола. Постепенно эти веяния добрались и до метрополии. Изменения подобных воззрений социума объективно демонстрируют, каковы особенности Англиканской Церкви в наше время. В 1988 году на конференции епископов в Лондоне было принято постановление о возможности введения в Англиканской Церкви женского священства. Парламентом эта инициатива была одобрена. После этого количество священников и епископов в юбках стало расти как на дрожжах. В ряде общин Нового Света женщин-пастырей более 20 процентов. Первая дама-иерарх была рукоположена в Канаде. Затем эстафету подхватила Австралия. И вот теперь рухнул последний бастион британского консерватизма. 20 ноября 2013 года Синод Англиканской Церкви подавляющим большинством голосов узаконил рукоположение женщин в епископы. При этом не было учтено мнение простых прихожан, которые высказывались категорически против этих нововведений.

Женщина-священник - этот нонсенс
От времен создания мира религиозные обряды всегда отправляли мужчины. Все доктрины исповедуют непреложность того, что женщина, по замыслу Творца, должна подчиняться мужчине. Именно мужам, да и то не всем, а только избранным, сообщались тайны мироздания и приоткрывалась завеса будущего. Религии мира не знают примеров, чтобы женщина была посредником между Богом и людьми. Это положение особенно важно для христианской богооткровенной религии. Священник во время богослужения представляет собой Христа. Во многих конфессиях, кроме католической, этому должен соответствовать и внешний облик пастыря. Спаситель был мужчиной. Трансцендентный образ Бога - мужское начало. В истории было немало женщин, совершивших значительные подвиги для проповеди христианства. После казни Спасителя, когда разбежались даже самые преданные апостолы, у креста стояли женщины. Мария Магдалина первой узнала о воскресении Иисуса. Праведная Нина в одиночку проповедовала веру на Кавказе. Женщины выполняли просветительскую миссию или занимались благотворительностью, но никогда не совершали богослужений. Не может представительница слабого пола совершать службу и в силу своих физиологических особенностей.

Не состоявшееся объединение
Хотя по догматическим воззрениям Англиканская Церковь ближе к протестантизму, чем к Православию, тем не менее на протяжении веков предпринимались попытки обе общности верующих объединить. Англикане исповедуют догматы, вполне согласные с Православием: например, о Боге Едином в Трех Лицах, о Сыне Божием и другие. Священники-англикане, как и православные, могут состоять в браке, в отличие от католических. В XIX-XX веках в Русской Православной Церкви обсуждался вопрос о признании англиканского духовенства на основании признания апостольского преемства в таинстве рукоположения. В последние десятилетия русские иерархи принимали постоянное участие в Ламбертских конференциях. Велся активный теологический диалог, целью которого ставилось объединение с Англиканской Церковью. Однако особенности Англиканской Церкви, связанные с введением женского пресвитерства и епископства, дальнейшее общение делают невозможным.
Христианский крест
различия Разногласия в отношении нисхождения Святого Духа - основное отличие православия от католицизма.
Возникли они давно, и разрешать эти противоречия, по всей видимости, ни одна из церквей особого желания не изъявляет. Имеются различия и в атрибутике разных направлений христианства. К примеру, крест у католиков имеет простую четырехугольную форму. У православных - восьмиконечную. Ортодоксальная Восточная Церковь считает, что распятье этого вида наиболее точно передает форму креста, описанного в Новом Завете. Помимо основной горизонтальной перекладины, в нем содержатся еще две. Верхняя олицетворяет табличку, прибитую к кресту и содержавшую надпись «Иисус назарянин, царь иудейский». Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Христа - символизирует «мерило праведное».

Похожие публикации