Исполины приходили к дочерям человеческим. Правда-ли, что ангелы входили к дочерям человеческим. Вопрос: Правда-ли, что ангелы входили к дочерям человеческим, и так рождались исполины

Сегодня мы обратимся к книге Бытия:

2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал.
3 И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
(Быт.6:2-4)

На этот вопрос дается не мало ответов. Кто-то утверждает, что это небесный создания — ангелы, а кто рассуждает более приземленно, основываясь на родословии Адама.

Мы постараемся представить обе теории в свете нашего вопроса. Если у вас есть, что добавить к изучению нашей темы — просим оставить комментарии после статьи.

Сыны Божие

Начнем изучение темы с мест, где в Библии можно встретить упоминание словосочетания «сыны Божие».

Есть несколько ярких мест, с которых начнем чтение.

Первая точка зрения.

6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
(Иов.1:6)

1 Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа.
(Иов.2:1)

7 при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?
(Иов.38:7)

Сыны Божии — в книге Иова определенно означают Ангелов.

Может ли такое же значение иметь это словосочетание в Быт.6:2-4?

25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, [тогда] не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
(Мар.12:25)

Так как Ангелы не женятся, то под сынами Бога в книге Бытия что-то иное.

Возможно, в этом месте имеются в виду потомки Сима (семиты, предки будущих евреев)

1 Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов [на теле] [вашем] и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем;
(Втор.14:1)

15 [Но] если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
(Пс.72:15)

6 Северу скажу: «отдай»; и югу: «не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли,
(Ис.43:6)

10 Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живаго».
(Ос.1:10)

в противоположность потомкам Каина, дочери которого (в стихе 4) названы дочерьми человеческими.

В Новом Завете сыны Божии — это верующие. (См. )

36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
(Лук.20:36)

Вторая точка зрения:

  • сыны Божии — потомки Сифа (третий сын Адама — праведник, родившийся вместо Авеля). Дочери человеческие — потомки Каина (внучки-правнучки). Потомки Каина не следовали за Господом, и, выходя замуж за праведных потомков Сифа, развращали их. Это и было неугодным в очах Божьих, после чего Он ограничил время жизни человеческой до 120 лет.

Мы разовьем эту мысль ниже, но для общей картины лучше всего вспомнить контекст 6 главы книги Бытия.

Контекст 6 главы книги Бытия.

Допотопное развращение. Быт. 6:1-8.

  • Под «Сынами Божиими» подразумеваются или ангелы или главы Симовых семейств, которые женились на безбожных потомках Каина. Эти ненормальные браки, в чем бы они ни оправдывались, наполнили землю развращением и насилием.
  • Иисус Христос признал потоп историческим фактом, и приравнял время Своего пришествия опять ко дням Ноя (Матф. 24:37-39). Все, что происходит в мире теперь, заставляет нас думать, не приближается ли это время опять?
  • «Сто двадцать лет» (6:3) могли означать временную отстрочку потопа. Они могли также означать сокращение длительности человеческой жизни, о которой говорится в пятой главе.
  • Поколения Ноя, 6:9; 9:28
  • Жизнь Ноя является четвертым документом, составляющим книгу Бытия. В этом рассказе упоминается потоп, возможно записанный самим Ноем и переданный Симом Аврааму.

Ной и ковчег. Быт. 6:9-18.

  • Ковчег был приблизительно 135 м. длиной и около 20 м. шириной.
  • В нем было три палубы, разделенные на отделы, с окнами вокруг верхней палубы. Корабль этот был очень близок по своим размерам и пропорциям к океанским суднам нашего времени. Живя на берегах великих рек, кораблестроение было одним из достижений человека раннего времени. В клинописных записях говорится, что с древних времен жители Вавилона занимались судоходством.
  • Местожительством Ноя, по вавилонским записям, была Фара, на реке Евфрате, в расстоянии 110 км. от Едемского сада. Поэтому речное судоходство и судостроение, наверно, было известно Ною с детства.

Животные. Быт. 6:19; 7:5.

  • В главе 6:9-21 и 7:2 объясняется, что в ковчег были взяты семь пар чистых животных и лишь по одной паре других. Некто высчитал, что в ковчеге было достаточно места на 7 000 видов животных.
  • Постройка ковчега, запас кормом и сбор животных — было само по себе гигантским предприятием. Вряд ли Ной со своими тремя сыновьями мог это сделать. Будучи внуком Мафусала и правнуком Еноха, по вавилонским обычаям Ной мог быть царем города и для этого дела мог ислользовать тысячи рабочих рук. И большая часть 120 лет ушла для этого предприятия (6:3). Можно смело допускать, что в это время Ной был предметом непрестанных насмешек, но он оставался твердым в своем намерении и вере.

5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;
(2Пет.2:5)

7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.
(Евр.11:7)

В свете событий 6 главы мы можем смело выделить причину конфликта — развращение, что вызвало гнев Бога и наложило ограничение в 120 лет: на средний возраст жизни человека или на точную дату будущего потопа.

Бытие 6 глава повествует нам о событиях, происходивших непосредственно перед потопом. Очевидно, что эти события напрямую связаны с причиной потопа. Мы не должны упустить ничего важного, что могло бы пролить свет на предмет нашего исследования.

  • Кем являются «Сыны Божии»?
  • Каким образом эти существа могли брать себе в жены дочерей человеческих?
  • И как те могли рождать детей от них?
  • Как мы должны понимать слово «исполины»?
  • Каково значение слова «непорочный», употребляемого по отношению к Ною и его родословию?

Изучение 6 главы книги Бытия.

Первое, на что стоит обратить внимание в нашем исследовании, это на слово “начали ”:

«Когда люди начали размножаться на земле» (Быт. 6:1).

Слову переведенному «начали » соответствует еврейское слово chalal , в котором значение «начала» является вторичным.

Chalah , прежде всего, означает «просверливать, вонзать «, отсюда «ранить «.

22 ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне.
(Пс.108:22)

5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.
(Ис.53:5)

Из этого примитивного значения происходит более сложное «обнажать, открывать, делать незащищенным, открывать проход » и, наконец, «осквернять «, например, святыню,

8 кто станет есть ее, тот понесет на себе грех, ибо он осквернил святыню Господню, и истребится душа та из народа своего.
(Лев.19:8)

а также “порочить семя”.

15 он не должен порочить семени своего в народе своем, ибо Я Господь, освящающий его.
(Лев.21:15)

Chalah может переводиться как “портить, развращать, осквернять, блудить ”. В Бытии chalah встречается всего 8 раз. И мы даем список всех упоминаний, чтобы можно было лучше понять значение этого слова:

Бытие 4:26 Chalah

  • 4:26 «Тогда начали призывать имя Господа»
  • 6:1 «Когда люди начали умножаться на земле»
  • 9:20 «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник»
  • 10:8 «Нимрод, сей начал быть силен на земле»
  • 11:6 «Вот что начали они (т.е. вавилоняне, строившие башню) делать»
  • 41:54 «И наступили семь лет голода»
  • 44:12 «Он (т.е. Иосиф) обыскал, начал со старшего»
  • 49:3,4 «Рувим… ты осквернил постель мою»

Один раз в Бытии это слово переведено «осквернить «. Оно относится к Рувиму, совершившему нечестие по отношению к «отцу», потерявшему, таким образом, превосходство первенца. Здесь мы ясно видим попытку осквернить семя, причем как одну из многочисленных попыток, упоминаемых в Бытии.

Упоминание этого слова в Быт.6:1 показывает, что это умножение людей также привело к осквернению семени “сынами Божиими”.

Исполины — суперлюди.

Наиболее очевидно, что «Божии» в словосочетании «сыны Божии» противопоставлено определению «человеческие» — в словосочетании «дочери человеческие».

Порождения этой связи сынов Бога с дочерьми человеческими названы «исполинами», еврейское Naphilim , что буквально переводится как «падшие».

Это были чудовища порока и суперлюди по размерам и по греховности. Одной из основных целей потопа было их уничтожение. Только семья Ноя сохранила свое генетическое происхождение от Адама.

«Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9).

“Ной был непорочный” в смысле беспорочен в плане потомства и наследственности. Все остальные извратились, т. е. их наследственность была уничтожена (как потомков Адама).

Нужно заметить, что слово «житие toledoth , что означает «семейная история «. В ней может идти речь либо о предках, либо о потомках. Другое слово «род » является переводом еврейского слова dor , которое относится к современникам Ноя, людям жившим с Ноем в одно время.

Относительно своих современников Ной был «непорочным». Это еврейское слово tanim первоначально относится к физическому, но не к моральному совершенству. Оно очень и очень часто употребляется в описании беспорочного животного, приносимого в жертву.

3 Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом;
(Лев.1:3)

5 Если же она родит [младенца] женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели, и шестьдесят шесть дней должна сидеть, очищаясь от кровей своих.
(Лев.12:5)

Итак, Быт.6:9, прежде всего, указывает на то, что Ной был неоскверненный в отношении своего родословия. И таким образом канал, через который должно было прийти Семя жены, был сохранен среди всеобщего растления.

Попробуем ответить на вопрос: «Почему так получилось?»

Заранее оговоримся: это лишь предположение, и мы вовсе не претендуем на обладание всей полнотой истины в этом нелёгком вопросе.

В селекции есть такое понятие: инбредные линии.

Что это такое?

Это линии животных, которые выведены путём многократных близкородственных скрещиваний. Делается это для закрепления определенных качеств данной породы (например, надои молока). Теперь введем ещё одно понятие — «гетерозис». Это интересное явление возникает при скрещивании представителей двух инбредных линий. Характерезуется увеличением размеров потомства, повышением общей жизнестойкости и наличием множества других положительных качеств (для селекционера). Автор предположения другой верующий и я присоединяюсь к идеи.

Я согласен с тем, что сыны божии — это сифиты , а сыны человеческие — это каиниты .

Учитывая все выше сказанное, можно заметить, что в этих двух родах на протяжении поколений сформировались типичные инбредные линии (путем вступления в брак близких родственников). И при вступлении в брак представителей этих двух инбредных линий произошло типичное проявление гетерозиса — появление исполинов.

Кстати, гетерозис постепенно ослабляется в дальнейшем ряду поколений (возможное объяснение уменьшения продолжительности жизни, хотя и довольно спорное и не полное).

В заключении

В заключении стоит отметить, что при изучении вопроса родословия меня не покидала следующая гипотеза:

  • Адам был создан совершенным человеком и после грехопадения, вероятно, его геном, как смертного человека был уникален.

Он имел в себе все, что требовалось для продолжения рода. И долгое время брак между братом и сестрой не был преградой в появлении исполинов. И когда человечество значительно увеличилось, увеличилась и вероятность генетического отклонения. Стоит отметить, что тогда более логичным становиться тот факт, что именно от Каина род считался испорченным.

8 И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
(Быт.4:8)

5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода] , ненавидящих Меня,
(Исх.20:5)

Возможно также и предположение, что долгожители, по линии Сифа именовались не просто так сынами Бога — через их родословную должен был придти Спаситель.

Теорию про Ангелов и их вмешательство не была рассмотрена более детально лишь по одной причине:

26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:
27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
28 Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;
29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;
30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.
(Лук.17:26-30)

ПОЯСНЕНИЯ СЛОВ: "...тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал..." Быт.6:1-4.

Вопрос: Правда-ли, что ангелы входили к дочерям человеческим , и так рождались исполины?

Актуальность вопроса.
К сожалению, некоторые протестантские поповедники и библейские комментаторы совршенно безосновательно полагают, что в Быт.6:1-4, говориться о том, что ангелы входили к дочерям человеческим...
Подобное заблуждения весьма распространены среди христиан и основаны, исключиельно, на незнании Слова Божьего.

Итак, попобуем рзобраться в этом вопросе.
Написно:

"Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди."
Быт.6:1-4.

Вот, этот текст на врите:
וַיְהִי כִּי־הֵחֵל הָאָדָם, לָרֹב עַל־פְּנֵי הָאֲדָמָה; וּבָנוֹת יֻלְּדוּ לָהֶם׃
וַיִּרְאוּ בְנֵי־הָאֱלֹהִים אֶת־בְּנוֹת הָאָדָם, כִּי טֹבֹת הֵנָּה; וַיִּקְחוּ לָהֶם נָשִׁים, מִכֹּל אֲשֶׁר בָּחָרוּ׃
וַיֹּאמֶר יְהוָה, לֹא־יָדוֹן רוּחִי בָאָדָם לְעֹלָם, בְּשַׁגַּם הוּא בָשָׂר; וְהָיוּ יָמָיו, מֵאָה וְעֶשְׂרִים שָׁנָה׃
הַנְּפִלִים הָיוּ בָאָרֶץ בַּיָּמִים הָהֵם, וְגַם אַחֲרֵי־כֵן, אֲשֶׁר יָבֹאוּ בְּנֵי הָאֱלֹהִים אֶל־בְּנוֹת הָאָדָם, וְיָלְדוּ לָהֶם; הֵמָּה :
Быт.6:1-4.

Здесь, сразу бросается в глаза фактическое отсутствие в библейском тексте слова "Ангел", евр. -"Малах".

Отсюда понятно, что утверждение о том что Ангелы входили к дочерям человеческим (как к жене) - есть ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ толкователей.
Так Слово Божие не учит!

Откуда же возникло такое заблуждение?
А.П. Лопухин об этом пишет так:

"Это - одно из труднейших для толкования мест из Библии; главная трудность его заключается в определении того, кого здесь должно разуметь под «сынами Божиими».
Одни, преимущественно иудейские раввины, основываясь на филологическом значении корня El (Божий), видели здесь указание на сыновей вельмож и князей, вообще высших и знатных сословий, будто бы вступавших в брак с девицами низших общественных слоев. Отсюда, термин «сыны Божии» в араб. тексте переведено - filii illustrium, в таргуме Онкелоса - filii principium, у Симмаха - υἱοὶ των δοναστεύοντων. Но это объяснение не выдерживает положительно никакой критики, будучи совершенно произвольным и не объясняющим дальнейших последствий указанного факта.
Большинство других иудейских и христианских толковников древности, вместе с рационалистами нового времени, под «сынами Божиими» разумеют Ангелов.
Будучи обстоятельно развито в апокрифических книгах - Еноха и Юбилеев и в сочинениях Филона, это мнение в первые века христианской эры пользовалось такой широкой известностью, что его разделяли даже многие из отцов и учителей Церкви (Иустин Философ, Ириней, Афинагор,Климент Александрийский,Тертуллиан, Амвросий и др.)
Хотя и верно, что под термином «сынов Божиих» Священное Писание иногда, преимущественно в поэтических отделах, разумеет «ангелов» (Иов. 1:6, 2:1, 38:7 и др.), тем не менее, как самый контекст данного повествования и его положительно-исторический характер, так и филологическо-догматические требования не позволяют стать на сторону этого мнения.

Единственно правильным, счастливо избегающим недостатков двух вышеуказанных мнений и удовлетворяющим всем филологическим, текстуальным и историко-догматическим требованиям считаем мы третье мнение, по которому под «сынами Божиими» следует разуметь благочестивых «сифитов».
На стороне его стоит большинство прославленных своими экзегетическими трудами отцов Церкви (Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, блаженный Феодорит,Кирилл Иерусалимский, Иероним, Августин и др.) и целый ряд современных ученых экзегетов (во главе с Кейлем).

Мнение это вполне оправдывается филологически, так как название «сынов Божиих» в Священном Писании обоих Заветов (Втор. 14:1; Пс. 72:15; Прем. 16:26;Лк. 3:38; Рим. 8:19; Гал. 3:26 и др.) нередко прилагается к благочестивым людям.
Этому благоприятствует и контекст предыдущего повествования, в котором при исчислении потомства Сифа во главе его поставлено имя Бога, почему все сифиты представляются как бы Его детьми.

Еще решительнее то же самое указывает заключительный стих 4 гл., где (Быт. 4:26) говорится, что в дни Еноса сифиты начали торжественно призывать имя Господа и сами называться в честь Его «сынами Божиими».

Наконец, за это же говорит и самый характер браков, заключенных между сынами Божиими и дочерьми человеческими: по смыслу употребленного здесь библейского выражения - это не были временные и противоестественные связи (каковые только и могли быть сношения Ангелов с женами), а обычные браки, правильные юридически, хотя и пагубные по своим моральным последствиям" А.П.Лопухина.
____________________________________________________

Итак, попробуем же и мы разобраться в этом вопросе...

Действительно, Господь обращается к народу своему со словами: сыны Всевышнего:

"Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы;
но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей."
Пс.81:6-7.

Или здесь:
"Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, —
Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?"
Ин.10:34-36.

Вот еще:
"И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой..."
Исх.4:22.

Из этих мест в Библии мы видим, что Всесильный называет свой народ-человеков во плоти, сынами Своими, - сынами Бога.

Но, как же обстоит дело с Быт.6:2.?
Словосочитание "...сыны божии..." в Быт, 6:1-2, 》
בְנֵי־הָאֱלֹהִים
- Текстуалтно и грамматически говорит о сынах Божьих, а не об ангелах!

Однако, некоторые приводят место из кн.Йова:
"И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
[К слову, сказано:
"И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. Отк.12:9.]
Йов,1:6.

В кн.Йова,1:6, речь идет о сынах Божьих, и это так, но нигде не сказано, что это были Ангелы Всевышнего, - так не написано!

Кроме того, Иисус сказал: "Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию..." Лк.10:17-18.

Аналогично описанию в кн.Йова, 1:6, мы находим в кн.Пр.Захария:

"И показал он мне Иисуса (человек - Иисус Йоседеков), великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему."
Зах.3:1.

Это описание подобно тому, что мы видим в Кн.Йова, 1:6, -
Но никто же не говорит, что Иисус Йоседеков, первый Первосвященник второго Храма, был ангелом!

И, кроме того, ангелы не могли входить к дочерям человеческим и по тому, что сказано:

1) "Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь..." К Евр.1:7-14.
(Ангелы-это дух, а не плоть)

2) Написано также: "...ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах." Мф.22:30.
(Ангелы не вступают в интимные отношения с людьми, как и спасенные в Мессианскую эру)

Вывод:
Ни текстуально, ни грамматически, ни с точки зрения экзегетики, никак нельза полагать, что в Быт.6:1-3, речь ичет об ангелах.

Божьих благословений,
Михаил Мильштейн.

Сыны Божии, дочери человеческие, Сын человеческий

В книге Бытия есть известное место, с очевидной трактовкой которого спорил еще Иоанн Златоуст:

«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.»

Очевидная трактовка этого места состоит в том, что «сыны Божии» – это те, кого мы сегодня называем ангелами, а раньше называли «богами», а «дочери человеческие» – это женщины из рода Адама, то есть человеческие женщины.

Такая точка зрения подтверждается не только апокрифами (рекомендую интересующемуся читателю обратить внимание на «Книгу Еноха»), и не только всеобщим для древнего мира убеждением, что раньше боги с небес жили на Земле среди людей. Но и каноническим текстом Библии, как вы увидите ниже.

Св. Иоанн Златоуст спорит с этой трактовкой (см. Святитель Иоанн Златоуст, Беседы на книгу бытия, беседа 22), утверждая, что ангелы – это бесплотные духи, и не могут иметь плотского вожделения. Меж тем бесплотность ангелов сама по себе есть идея весьма и весьма сомнительная, которую сперва следовало бы хоть как-то обосновать. И обосновать не благочестивыми рассуждениями, а свидетельствами, ибо в данном случае речь идет о выяснении факта . А не того, как Церкви кажется благопристойно представлять себе ангелов.

Вот например, каким предстает херувим в книге пророка Иезекииля, в главе 28:

«И было ко мне слово Господне: сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои…»

Итак, мы видим здесь… бывшего херувима! Бывшего, подчеркиваю – то есть херувим это как бы должность. Херувима, который позднее нашел себя на политическом и торговом поприще, в роли царя богатого города Тира. Интересно, не правда ли? Как вы считаете, этот тщеславный любитель власти и торговли, ангельского происхождения – мог входить к «дочерям человеческим»?

Итак, книга Бытия отчетливо противопоставляет человеческий род какому-то другому. Не видеть этого, отрицать это – означает навязывать свое представление взамен того, что сказано в тексте Писания.

Ведь зачем-то в Писании сказано именно так. Если бы при упоминании «сынов Божиих и дочерей человеческих» речь шла, как предполагает Златоуст, о сынах Сифа и Еноса и дочерях Каина, то почему же так прямо не сказано в Писании?

Кроме того, мы видим и далее в Библии, в частности в вышеприведенном отрывке, что выражение «сын человеческий» весьма устойчиво. Если «дочери человеческие» – это дочери Каина, то пророк Иезекииль, которого Бог именует «сын человеческий» – тоже потомок Каина?

Далее, следует заметить очевидное: все потомки Адама являются людьми, то есть сыновьями и дочерями человеческими. Использование выражения «дочери человеческие», якобы для отделения одних людей от других – это совершенно надуманная конструкция. Тем более это странно звучало бы для книги Бытия, в которой только что рассказано о сотворении человека, и тут же якобы под «дочерьми человеческими» имеются в виду уже только потомки Каина.

Наконец, Каин – это обычный человек, сын Адама. Другие дети Адама – его ближайшие родственники. Генетически он от них не отличается, он такой же человек. С какой же тогда стати, простите, от связи его дочерей с дочерями Сифа или Еноса должны рождаться гиганты-исполины?

Главное же и самое интересное здесь то, что именно Сыном человеческим стал позже называть Себя Христос. Причем называет Он так Себя неоднократно, как бы подчеркивая суть происходящего с Ним и Свою роль на Земле. Подчеркивая, что Он сейчас, на Земле, стал одним из сынов человеческих. То есть, это выражение идет еще с книги Бытия, оно пронизывает весь Ветхий завет и переходит в Новый. В Ветхом завете сынами и дочерьми человеческими названы потомки Адама, а в Новом так себя называет Христос.

Другими словами, мы имеем место с устойчивым термином, характерным для обоих Заветов. Причем и в Ветхом, и в Новом завете термин «сын человеческий» используется в прямой речи Бога к людям (см выше в цитате, как Господь называет пророка Иезекииля). «Сын человеческий» – это устойчивая форма обращения Бога к людям, и это же прозвание позднее принимает на себя, многократно подчеркивая это, Христос.

Не видеть этого – странно. А видеть – тоже странно, ибо если с самого начала человеческой истории в ней принимали участие представители иной расы, не человеческой, то это меняет всю парадигму Священной истории. И позволяет взглянуть другими глазами на миссию Христа.

Из книги «Оправдавшись верою…» Комментарий на Послание ап. Павла к Римлянам автора Ваггонер Эллет

Сыны Божии (Рим. 8:9-17) 9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Введение в Ветхий Завет. Книга Бытия автора

Лекция 3 Авель, Каин и Сиф – дух, плоть и душа. Сыны Божьи и дочери

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Кто такие сыны Божии, почему сатана оказался в их числе и почему он беседует с Богом довольно фамильярно? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряСловосочетание «сыны Божии» в Библии применяется как к людям, достигшим духовного совершенства (Ин.1:12;

Из книги Закон и заповеди в Новом Завете автора Щедровицкий Дмитрий Владимирович

Кто такие сыны Божии, дочери человеческие и исполины (Быт.6:1–4)? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряПод «сынами Божиими» вслед за древними экзегетами (святителями Кириллом Иерусалимским и Иоанном Златоустом, блаженным Августином, преподобным

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Заповеди Божии и человеческие Вопрос 1 Kто занимается изъяснением закона? Ответ Священники и пророки - Мал. 2, 7; Втор. 18, 19. Книжники и фарисеи - Матф. 23, 2-3. Законники - Лук. 11, 46. Вопрос 2 Кто имеет право изъяснять закон? Ответ Те, которые изъясняют не сами собою, но будучи

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Сыны Божии и дочери человеческие. Бытие 6:2 Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны, какую кто

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

2. тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал "тогда сыны Божий увидели дочерей человеческих..." Это - одно из труднейших для толкования мест из Библии; главная трудность его заключается в определении того, кого

Из книги Афоризмы. Священное писание автора Носков В. Г.

4. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди "В то время были на земле исполины..." Предпотопное человечество именуется "исполинами", в подлинном

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

5. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие "И сошел Господь посмотреть..." Всеведующему не нужно воочию видимое нисхождение, так как Ему открыты все, даже самые сокровенные помышления человеческого сердца (Иер. 11:20; 17:10; Пс. 7:10; 1 Пар.

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

2. Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. 3. Иокшан родил Шеву, (Фемана) и Дедана. Сыны Дедана были: (Рагуил, Навдеил,) Ашурим, Летушим и Леюмим. 4. Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры Шесть сынов Хеттуры были

Из книги автора

8. Вот имена сынов Израилевых, пришедших в Египет: Иаков и сыновья его. Первенец Иакова Рувим. 9. Сыны Рувима: Ханох и Фаллу, Хецрон и Харми. 10. Сыны Симеона: Иемуил и Иамин, и Огад, и Иахин, и Цохар, и Саул, сын Хананеянки. 11. Сыны Левия: Гирсон, Кааф и Мерари. 12. Сыны Иуды: Ир и Онан,

Из книги автора

22. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, (Мк. 9:30, 31; Лк. 9:43, 44). Вульгат. Conversantibus autem eis in Gabilea. Греческое слово????????????? указывает на тесное сближение, пребывание вместе, с исключением посторонних лиц. С этим согласны

Из книги автора

СЫНЫ АДАМА И ДОЧЕРИ ЕВЫ И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.(Быт. 2. 18)И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт. 2. 22)Потому оставит человек отца своего и мать свою и

Из книги автора

Намерения человеческие и Божии Горе тем, кто беззаконие замышляет,кто и спать ложится с мыслью о злодействе!Совершить его поутру спешат они,ведь это в их силах!2 Глянется им поле чужое - приберут его к рукам,понравится им дом какой - присвоят и его;заберут не только дом, но

Из книги автора

Монахи – сыны Божии Так доставляйте же все нужное своим братиям, и духовное и телесное, <418> и постоянно побуждайте их также к нужным работам, соединяя человеколюбие с суровостью, доброту со строгостью, повелительность со снисхождением, кротость и мягкость с чистотою и

Похожие публикации