Истина и ее критерии презентация 10. Презентация "Познание как деятельность. Истина и ее критерии" презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему. от места, времени и
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
1. Что такое познание? 2. Виды знаний. 3. Способы познания. 4. Интуиция. 5. Истина и ее критерии План урока
3 слайд
Описание слайда:
1. Что такое познание? Познание – это отражение и воспроизведение действительно-сти в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины. Знание – результат познания, верное отражение действитель-ности в мышлении человека; научные сведения. Процесс познания предполагает наличие двух сторон: Субъект познания – человек, познающий предмет или явление. Объект познания – предмет или явление, которые изучаются человеком.
4 слайд
Описание слайда:
Пути приобретения знаний: стихийный (ребенок, играя мячом, разбил стекло узнал, что стекло хрупкое); организованный (ученики на уроке химии проводят опыты; ученый-биолог исследует поведение животных). Результаты познавательной деятельности отражают не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции, пристрастия, ранее накопленный опыт и т.д.). Не может быть единственно правильного абсолютного метода. Допускается существование нескольких различных теорий, объясняющих одно и то же явление.
5 слайд
Описание слайда:
2. Виды знаний. Первая классификация: знание об объектах (Что такое автомобиль? Что такое алгоритм?). знания о действии (как поджарить бифштекс, сшить костюм и т.д.) знание о свойстве, использовании объекта (зачем стоматологу бормашина, ученому компьютер и т.д.) Вторая классификация: Перцептивное (от лат. – восприятие) или эмпирическое (от греч. – опыт) знание человек получает через чувственное восприятие предметов (напр., знание о том, как выглядит корова, как пахнет аммиак, как звучит скрипка и т.д.). Обыденно-практическое знание человек черпает из опыта повседневной жизни, из практики. Это элементарные сведения о природе и людях (напр., знания о том, что появление туч предвещает дождь, а негров отличает темная кожа).
6 слайд
Описание слайда:
Научное знание – это знание о сущности предметов и явлений, о связях между ними; используются понятия, доказательства, теоретическое объяс-нение (напр., знания о строении атома, о химическом составе раствора и т.д.). Третья классификация: Фундаментальные знания – теоретические знания об основных закономерностях строения и развития человека, общества, природы. Прикладные знания – знания, направленные на достижение практичес-ких целей и решение конкретных задач. Четвертая классификация: Естественно-научные знания – сведения из наук: физика, химия, биология, география, астрономия и др. Гуманитарные знания – историчес-кие, философские, психологические и др.
7 слайд
Описание слайда:
3. Способы познания. Чувственное познание осуществляется с помощью пяти основных чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Элементы чувственного опыта: Ощущения (возникают в резуль-тате непосредственного воздействия предмета на органы чувств); Восприятие (целостный образ предмета, сформированный из множества самых разных его свойств); Представление (чувственный образ предмета, сохраняемый в сознании без его непосредственного воздействия). Пример. Человек листает книгу. Органы чувств позволяют ему увидеть ее цвет, ощутить шероховатость обложки. Эти ощуще-ния соединяются в единый образ книги, – возникает восприятие. В другой раз, не видя книги, человек сможет представить ее.
8 слайд
Описание слайда:
Рациональное познание (логическое) осуществляется с помощью мышления, разума. Выделяя из данных, полученных органами чувств, существенное, человек стремиться проникнуть глубже в суть вещей, понять закономерности явлений. Элементы рационального познания: Понятие (отражение предметов в их общих и существенных признаках); Суждение (мысль, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо); Умозаключение (выводы из логически связанных суждений). Пример. Люди, сравнивая яблоки, груши, сливы, выявляя их сходство и различие, существенные свойства, выделили их в группу похожих предметов, которая получила название – «плод» (понятие).
9 слайд
Описание слайда:
Какой из этих источников знаний – разум или чувства – является определяющим в познавательной деятельности? Сторонники сенсуализма (лат. «сенсус» – чувство), эмпирики (греч. «эмпирия» – опыт) признавали решающую роль чувственного опыта, считали, что ощущения и восприятия – основа познания. Сторонники рационализма – рационалисты (греч. «ратио» – разум) признавали разум главной формой достоверного познания. Обе ступени познания должны находится в единстве, взаимно дополняя друг друга. Одно без другого не ведет к объективно верному знанию, к истине.
10 слайд
Описание слайда:
11 слайд
Описание слайда:
12 слайд
Описание слайда:
СВОЙСТВА ИСТИНЫ Истина – это соответствие знания объекту, действительности Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной первоосновы мира Важнейший признак истинного знания -ясность.
ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ
- Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно». (В.С.Соловьев)
- Павлова Анеля Васильевна
- учитель истории МОУ СОШ№ 12
- г. Вышнего Волочка Тверской обл.
- «истина есть тождество вещи и представления»
- Фома Аквинский
- «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».
- Р. Декарт
- важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
- Позиция Аристотеля
- «что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» (критика позиции Протагора Аристотелем)
- Эмпирики
- источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
- ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
- Мышление рассматривается как производное от ощущений;
- Критика позиции эмпириков
- на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
- чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
- многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
- чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
- рационалисты
- критерием истины выступает разум;
- За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
- критика
- Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
- Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
- Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.
- «Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
- Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
- При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
- ИСТИНА
- КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
- 1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
- 2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
- Критерий истины – практика:
- практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,
- материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
- Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
- У рационалистов - критерием истины выступал разум.
- Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенции»
- Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.
- Критерий истинности - теория
- Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?
- Отказ от идеи
- развития знания
- Научная истина
- Обыденная или житейская истина
- Художественная истина
- Нравственная истина
- Абсолютная истина
- Относительная истина
- Идеал, предел к которому стремиться наше знание.
- Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.
- На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
- Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
- Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий её получения.
- Объективность –
- это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
- «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».(Ф.Бэкон)
- Это заблуждения, истоки которых коренятся в самой человеческой природе, в особенностях нашего познания.
- «полнотелость» - признак здоровья.
- всякая власть от Бога
- отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки
- http://www.sweden4rus.nu/rus/visual/fotos/image.asp?id=3214
- http://minomos.narod.ru/Galery/15.htm
- http://www.eurosmi.ru/science/41.html
- http://his.1september.ru/2002/01/5.html
- http://catalog.catalog.catalog.ww.infanata.org/2008/10/page/4/
- http://activerain.com/blogs/sashadear
- http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/eevklid.htm
- http://www.rkm.kz/node/672
- http://eva.ru/eva-life/contest/contest-photo.xhtml?contestEntryId=90965&showAll=true
- Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 19 класс
- Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.
Слайд 2
Какими способами достигается?
Слайд 3
«истина есть тождество вещи и представления»
Фома Аквинский
«Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».
Р. Декарт
важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
Позиция Аристотеля
Слайд 4
«Что каждому кажется, то и достоверно». (Протагор)
«что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» (критика позиции Протагора Аристотелем)
Слайд 5
Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?
Критерии истины.
Слайд 6
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
Эмпирики
- источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
- ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
- Мышление рассматривается как производное от ощущений;
Критика позиции эмпириков
- на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
- чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
- многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
- чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
Слайд 7
- рационалисты
- критерием истины выступает разум;
- За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
- Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
- Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
Слайд 8
Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.
«Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
Слайд 9
ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ
ИСТИНА КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
Критерий истины – практика: практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим, материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
Слайд 10
Критерии истины
- Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
- У рационалистов - критерием истины выступал разум.
- Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенции»
- Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.
Слайд 11
Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины.
Критерий истинности - теория
Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?
Отказ от идеи развития знания
Слайд 12
Формы истины
- Научная истина
- Обыденная или житейская истина
- Художественная истина
- Нравственная истина
Слайд 13
Виды истины
- Абсолютная истина
- Относительная истина
- Идеал, предел к которому стремиться наше знание.
- Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.
- На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
- Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
Слайд 14
Свойства истины
- Конкретность– зависимость истины от места, времени и других условий её получения.
- Объективность – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Слайд 15
ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ
«Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».(Ф.Бэкон)
- Это заблуждения, истоки которых коренятся в самой человеческой природе, в особенностях нашего познания.
- «полнотелость» - признак здоровья.
- всякая власть от Бога
- отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки
Слайд 16
Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 19 класс
Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.
Интернет-ресурсы:
Посмотреть все слайды
Урок 56-57
Обществознание, профильный уровень
ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ
Д.З: § 22, ?? (с.234),
задания (с.234-236)
© ред. А.И. Колмаков
- содействовать философскому осознанию истины, её критериев, абсолютности и относительности истины
- продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Универсальные учебные действия
- Знать: основные подходы к пониманию истины и ее критериев, анализировать абсолютную и относительную истину, соотносить истину и заблуждение.
- Уметь: раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности, объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов
- эмпиризм;
- рационализм;
- объективная истина;
- абсолютная истина;
- относительная истина;
- критерий;
- практика;
- научное познание;
- эмпирики;
- рационалисты;
- конвенционалисты;
- практики
Изучение нового материала
- Понятие научной истины.
- Относительность истины.
- Истина и заблуждение.
Вспомните. Как в истории философской мысли решался вопрос о соотношении бытия и познания? В чем выражается взаимосвязь чувственного и рационального познания? Как менялась оценка роли и места познающего субъекта в познании?
Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно».
(В.С.Соловьев, русский философ)
важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
Какие трактовки истины дают философы?
«истина есть тождество вещи и представления»
«Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».
Фома Аквинский
Р. Декарт
Аристотель
Работа с учебником (стр. 227)
«…одно и то же существует и не существует, оно и плохо и хорошо, другие противолежащие друг другу высказывания также верны…»
Позиция Протагора
« Что каждому кажется, то и достоверно».
На чьей стороне вы? Аргументируйте своё утверждение!
Критика позиции Протагора Аристотелем
Критерий истины
Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?
- Сколько позиций представлено в учебнике?
- В чём их суть?
- Назовите слабые стороны каждой?
Работа с учебником (стр. 228-230)
Эмпирики
(взгляды)
Критика позиции эмпириков
- на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
- чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
- многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
- чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
- источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
- ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
- мышление рассматривается как производное от ощущений;
Критика рационалистов
Рационалисты
(взгляды)
- Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
- Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
- критерием истины выступает разум;
- За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.
«Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты .
При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
Критерии истины
Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, полностью исчерпывающее предмет, которая не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.
Относительная истина – неполное, ограниченное знание.
Критерий истины – практика:
практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,
материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
ИСТИНА
КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины
Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?
Отказ от идеи
развития знания
Критерий истинности - теория
Истина – это знание, соответствующее предмету познания, совпадающее с ним.
Свойства истины
это такое содержание
наших знаний, которое
не зависит ни от человека,
ни от человечества
зависимость истины
от места, времени и
других условий её получения
Объективность
Конкретность
Формы истины
- научная истина
- обыденная или житейская истина
- художественная истина
- нравственная истина
Причины относительности истины
Мир бесконечно изменчив
Познавательные возможности человека ограничены
Возможности познания зависят от реальных исторических условий развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента своего времени и определяются уровнем
Особенности познавательной деятельности человека
Причины заблуждений – в особенностях сознания
«Идолы сознания» Р. Бэкона
Связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом, склонностями и пристрастиями, воспитанием и т.д.
В этом смысле каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры .
В какой «пещере» человек обитает, с такими представлениями и взирает на мир. Одному нравятся танцы, но он ненавидит живопись. Другой – никогда не восхитится водопадом, он любит футбол и играть на барабане в новогоднюю ночь. Такова сущность людей.
Труднее поддаются устранению призраки театра, источник которых - вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения самим исследовать природу.
Это всем хорошо известные суеверия и предрассудки, пропаганда, мода. Люди отводят себе и окружающим некие роли, как на сцене театра, играют эти роли, не удосуживаясь задуматься, а таков ли я или тот джентльмен на самом деле.
Нелегко победить также идолов площади, источник которых - само общение людей, предполагающее использование языка.
Вместе с языком мы бессознательно усваиваем все предрассудки прошлых поколений, осевшие в выражениях языка, и тем самым опять-таки оказываемся в плену заблуждений.
Таковы стереотипы обыденного сознания, закрепляющиеся в общении.
Однако самыми опасными оказываются идолы рода, поскольку они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и особенно в разуме человека и освободиться от них всего труднее. Бэкон уподобляет человеческий ум неровному зеркалу, изогнутость которого искажает все, что в нем отражается.
Например, люди с трудом отказываются от однажды принятых и закреплённых догм, и новые факты стремятся подогнать под уже имеющиеся объяснения.
Проверь себя
1) Каково классическое определение истины как философского понятия?
2) В чём выражается объективность истины?
3) Чем, по мнению эмпириков, обеспечивается истинность наших знаний?
4) Покажите познавательную и мировоззренческую ограниченность эмпиризма?
5) Каков главный критерий истины с позиций рационалистов?
6) В чём недостатки этого подхода?
7) Что включает в себя практика как критерий истины?
8) Раскройте возможности и границы использования критерия «практика» в оценке результатов познавательной деятельности.
9) Дайте определение понятию «абсолютная истина».
10) В чём выражается относительность добываемых нами истин?
11) Каковы, на взгляд философов и психологов, истоки человеческих заблуждений?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
- Верное, правильное отражение действительности в мысли, проверяемое в конечном счете при помощи критерия практики, называется:
а) истиной; б) догмой; в) понятием;
г) суждением.
- Учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира:
а) эмпиризм; б) рационализм;
в) агностицизм; г) алогизм.
3. Критерий истины для рационалистов:
а) опыт; б) разум; в) эксперимент;
г) практика.
4.Знание, которое не зависит от воли и желания субъекта, называется:
а) объективной идеей; б) объективной истиной; в) абсолютной истиной;
г) относительной истиной.
5. Полное, исчерпывающее знание о действительности и тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем:
А) объективной идеей; б) объективной истиной; в) абсолютной истиной;
г) относительной истиной.
6. Научные истины, не создающие полного, исчерпывающего знания об изучаемом предмете и которые в процессе познания будут изменяться, углубляться новыми, называются:
А) объективными; б) абсолютными;
в) относительными; г) абстрактными.
7. Расположите в правильной последовательности этапы любого исследования:
1) сбор материала 2) выработка гипотезы исследования 3) подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет и т.п.) 4) выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования) 5) поиск и предложение возможных вариантов решения 6) анализ и обобщение полученных данных.
8. Кто из ученых предложил использование термина «научные революции» для отображения коренных изменений в системе научных знаний:
А) Т.Кун; б) Ф.Бэкон; в) Р.Декарт; г) Ф.Ницше.
9. «Гипотез не измышляю», - выражение, принадлежащее:
А) И.Ньютону; б) В.Гилберу; в) Б.Спинозе; г) Д.Локку.
10. Вставьте пропущенное слово:
«……. в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету» (Р.Декарт).
- Источники
- Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
- Баранов П.А. Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М. : АСТ: Астрель, 2009.
- Гульнара Равильевна Хамитова;
- Павлова Анеля Васильевна учитель истории МОУ СОШ№ 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл.
КЛЮЧИ К ТЕСТУ «Истина и ее критерии»
- 4,2,5,1,6,3
- Истина
Философы об истине Аристотель Истина – это соответствие знания объекту, действительности Беркли, Э.Мах, Авенариус Рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства Платон, Гегель Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной, разумной первоосновы мира Р.Декарт Важнейший признак истинного знания - ясность
Критерии истины Эмпирики – источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт Сенсуализм – ощущения являются единственным источником и обоснованием знания Рационалисты – критерием является разум Конвенционалисты – истина является результатом соглашения Прагматики – истина – знание, которое способствует решению практических задач
ВИДЫ ИСТИНЫ Абсолютная истина- это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Не может быть опровергнута. Относительная истина – это неполное, ограниченное знание. Мир бесконечно изменчив, возможности познания зависят от условий своего времени и определяется уровнем развития духовной культуры
Истоки заблуждений 1. Причины заблуждений кроются в некоторых особенностях познавательной деятельности человечества. Ф.Бекон назвал их «идолами», он сравнивал ум человека с зеркалом, которое искривляет мир. 2. Э.Мах считал, что для выявления причин заблуждений полезно обратиться к тем реальным случаям из истории науки, опыта отдельных людей, когда познавательная деятельность заканчивалась неудачей.
Истина и заблуждение 3. Современная психология выявила некоторые механизмы восприятия и мышления, которые приводят нас к ложным умозаключениям. 4. Отсутствие полной и точной информации о предмете изучения. 5. Поскольку наша способность осмысливать информацию небезгранична, часто принимается решение, основанное не на анализе, а на стереотипе.