Истина и ее критерии презентация 10. Презентация "Познание как деятельность. Истина и ее критерии" презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему. от места, времени и

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

1. Что такое познание? 2. Виды знаний. 3. Способы познания. 4. Интуиция. 5. Истина и ее критерии План урока

3 слайд

Описание слайда:

1. Что такое познание? Познание – это отражение и воспроизведение действительно-сти в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины. Знание – результат познания, верное отражение действитель-ности в мышлении человека; научные сведения. Процесс познания предполагает наличие двух сторон: Субъект познания – человек, познающий предмет или явление. Объект познания – предмет или явление, которые изучаются человеком.

4 слайд

Описание слайда:

Пути приобретения знаний: стихийный (ребенок, играя мячом, разбил стекло  узнал, что стекло хрупкое); организованный (ученики на уроке химии проводят опыты; ученый-биолог исследует поведение животных). Результаты познавательной деятельности отражают не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции, пристрастия, ранее накопленный опыт и т.д.). Не может быть единственно правильного абсолютного метода. Допускается существование нескольких различных теорий, объясняющих одно и то же явление.

5 слайд

Описание слайда:

2. Виды знаний. Первая классификация: знание об объектах (Что такое автомобиль? Что такое алгоритм?). знания о действии (как поджарить бифштекс, сшить костюм и т.д.) знание о свойстве, использовании объекта (зачем стоматологу бормашина, ученому компьютер и т.д.) Вторая классификация: Перцептивное (от лат. – восприятие) или эмпирическое (от греч. – опыт) знание человек получает через чувственное восприятие предметов (напр., знание о том, как выглядит корова, как пахнет аммиак, как звучит скрипка и т.д.). Обыденно-практическое знание человек черпает из опыта повседневной жизни, из практики. Это элементарные сведения о природе и людях (напр., знания о том, что появление туч предвещает дождь, а негров отличает темная кожа).

6 слайд

Описание слайда:

Научное знание – это знание о сущности предметов и явлений, о связях между ними; используются понятия, доказательства, теоретическое объяс-нение (напр., знания о строении атома, о химическом составе раствора и т.д.). Третья классификация: Фундаментальные знания – теоретические знания об основных закономерностях строения и развития человека, общества, природы. Прикладные знания – знания, направленные на достижение практичес-ких целей и решение конкретных задач. Четвертая классификация: Естественно-научные знания – сведения из наук: физика, химия, биология, география, астрономия и др. Гуманитарные знания – историчес-кие, философские, психологические и др.

7 слайд

Описание слайда:

3. Способы познания. Чувственное познание осуществляется с помощью пяти основных чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Элементы чувственного опыта: Ощущения (возникают в резуль-тате непосредственного воздействия предмета на органы чувств); Восприятие (целостный образ предмета, сформированный из множества самых разных его свойств); Представление (чувственный образ предмета, сохраняемый в сознании без его непосредственного воздействия). Пример. Человек листает книгу. Органы чувств позволяют ему увидеть ее цвет, ощутить шероховатость обложки. Эти ощуще-ния соединяются в единый образ книги, – возникает восприятие. В другой раз, не видя книги, человек сможет представить ее.

8 слайд

Описание слайда:

Рациональное познание (логическое) осуществляется с помощью мышления, разума. Выделяя из данных, полученных органами чувств, существенное, человек стремиться проникнуть глубже в суть вещей, понять закономерности явлений. Элементы рационального познания: Понятие (отражение предметов в их общих и существенных признаках); Суждение (мысль, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо); Умозаключение (выводы из логически связанных суждений). Пример. Люди, сравнивая яблоки, груши, сливы, выявляя их сходство и различие, существенные свойства, выделили их в группу похожих предметов, которая получила название – «плод» (понятие).

9 слайд

Описание слайда:

Какой из этих источников знаний – разум или чувства – является определяющим в познавательной деятельности? Сторонники сенсуализма (лат. «сенсус» – чувство), эмпирики (греч. «эмпирия» – опыт) признавали решающую роль чувственного опыта, считали, что ощущения и восприятия – основа познания. Сторонники рационализма – рационалисты (греч. «ратио» – разум) признавали разум главной формой достоверного познания. Обе ступени познания должны находится в единстве, взаимно дополняя друг друга. Одно без другого не ведет к объективно верному знанию, к истине.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

СВОЙСТВА ИСТИНЫ Истина – это соответствие знания объекту, действительности Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной первоосновы мира Важнейший признак истинного знания -ясность.

ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ

  • Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно». (В.С.Соловьев)
  • Павлова Анеля Васильевна
  • учитель истории МОУ СОШ№ 12
  • г. Вышнего Волочка Тверской обл.
Какое знание следует считать истинным? В какой мере оно доступно познающему человеку? Какими способами достигается?
  • «истина есть тождество вещи и представления»
  • Фома Аквинский
  • «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».
  • Р. Декарт
  • важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
  • Позиция Аристотеля
«ЧТО КАЖДОМУ КАЖЕТСЯ, ТО И ДОСТОВЕРНО». (ПРОТАГОР)
  • «что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» (критика позиции Протагора Аристотелем)
Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете? КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
  • Эмпирики
  • источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
  • ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
  • Мышление рассматривается как производное от ощущений;
  • Критика позиции эмпириков
  • на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
  • чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
  • многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
  • чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
  • рационалисты
  • критерием истины выступает разум;
  • За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
  • критика
  • Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
  • Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
  • Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.
  • «Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)
  • Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
  • При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ
  • ИСТИНА
  • КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
  • 1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
  • 2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Критерий истины – практика:
  • практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,
  • материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
Критерии истины
  • Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
  • У рационалистов - критерием истины выступал разум.
  • Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенции»
  • Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.
Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины.
  • Критерий истинности - теория
  • Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?
  • Отказ от идеи
  • развития знания
Формы истины
  • Научная истина
  • Обыденная или житейская истина
  • Художественная истина
  • Нравственная истина
Виды истины
  • Абсолютная истина
  • Относительная истина
  • Идеал, предел к которому стремиться наше знание.
  • Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.
  • На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
  • Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
Свойства истины
  • Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий её получения.
  • Объективность –
  • это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ
  • «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».(Ф.Бэкон)
  • Это заблуждения, истоки которых коренятся в самой человеческой природе, в особенностях нашего познания.
  • «полнотелость» - признак здоровья.
  • всякая власть от Бога
  • отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки
  • http://www.sweden4rus.nu/rus/visual/fotos/image.asp?id=3214
  • http://minomos.narod.ru/Galery/15.htm
  • http://www.eurosmi.ru/science/41.html
  • http://his.1september.ru/2002/01/5.html
  • http://catalog.catalog.catalog.ww.infanata.org/2008/10/page/4/
  • http://activerain.com/blogs/sashadear
  • http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/eevklid.htm
  • http://www.rkm.kz/node/672
  • http://eva.ru/eva-life/contest/contest-photo.xhtml?contestEntryId=90965&showAll=true
  • Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 19 класс
  • Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.

Слайд 2

Какими способами достигается?

Слайд 3

«истина есть тождество вещи и представления»

Фома Аквинский

«Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».

Р. Декарт

важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.

Позиция Аристотеля

Слайд 4

«Что каждому кажется, то и достоверно». (Протагор)

«что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» (критика позиции Протагора Аристотелем)

Слайд 5

Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?

Критерии истины.

Слайд 6

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

Эмпирики

  • источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
  • ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
  • Мышление рассматривается как производное от ощущений;

Критика позиции эмпириков

  • на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
  • чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
  • многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
  • чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
  • Слайд 7

    • рационалисты
    • критерием истины выступает разум;
    • За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.
    • Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
    • Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
  • Слайд 8

    Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.

    «Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)

    Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.

    При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.

    Слайд 9

    ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ

    ИСТИНА КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:

    1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО

    2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

    Критерий истины – практика: практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим, материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.

    Слайд 10

    Критерии истины

    • Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.
    • У рационалистов - критерием истины выступал разум.
    • Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями - «конвенции»
    • Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.
  • Слайд 11

    Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины.

    Критерий истинности - теория

    Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?

    Отказ от идеи развития знания

    Слайд 12

    Формы истины

    • Научная истина
    • Обыденная или житейская истина
    • Художественная истина
    • Нравственная истина
  • Слайд 13

    Виды истины

    • Абсолютная истина
    • Относительная истина
    • Идеал, предел к которому стремиться наше знание.
    • Полное, исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.
    • На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
    • Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
  • Слайд 14

    Свойства истины

    • Конкретность– зависимость истины от места, времени и других условий её получения.
    • Объективность – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
  • Слайд 15

    ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ

    «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».(Ф.Бэкон)

    • Это заблуждения, истоки которых коренятся в самой человеческой природе, в особенностях нашего познания.
    • «полнотелость» - признак здоровья.
    • всякая власть от Бога
    • отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки
  • Слайд 16

    Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 19 класс

    Профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г.

    Интернет-ресурсы:

    Посмотреть все слайды

    Урок 56-57

    Обществознание, профильный уровень

    ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ

    Д.З: § 22, ?? (с.234),

    задания (с.234-236)

    © ред. А.И. Колмаков


    • содействовать философскому осознанию истины, её критериев, абсолютности и относительности истины
    • продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
    • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
    • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

    Универсальные учебные действия

    • Знать: основные подходы к пониманию истины и ее критериев, анализировать абсолютную и относительную истину, соотносить истину и заблуждение.
    • Уметь: раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности, объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов

    • эмпиризм;
    • рационализм;
    • объективная истина;
    • абсолютная истина;
    • относительная истина;
    • критерий;
    • практика;
    • научное познание;
    • эмпирики;
    • рационалисты;
    • конвенционалисты;
    • практики

    Изучение нового материала

    • Понятие научной истины.
    • Относительность истины.
    • Истина и заблуждение.

    Вспомните. Как в истории философской мысли решался вопрос о соотношении бытия и познания? В чем выражается взаимосвязь чувственного и рационального познания? Как менялась оценка роли и места познающего субъекта в познании?




    Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно».

    (В.С.Соловьев, русский философ)


    важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.

    Какие трактовки истины дают философы?

    «истина есть тождество вещи и представления»

    «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».

    Фома Аквинский

    Р. Декарт

    Аристотель

    Работа с учебником (стр. 227)


    «…одно и то же существует и не существует, оно и плохо и хорошо, другие противолежащие друг другу высказывания также верны…»

    Позиция Протагора

    « Что каждому кажется, то и достоверно».

    На чьей стороне вы? Аргументируйте своё утверждение!

    Критика позиции Протагора Аристотелем


    Критерий истины

    Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?

    • Сколько позиций представлено в учебнике?
    • В чём их суть?
    • Назовите слабые стороны каждой?

    Работа с учебником (стр. 228-230)



    Эмпирики

    (взгляды)

    Критика позиции эмпириков

    • на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
    • чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
    • многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
    • чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
    • источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
    • ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
    • мышление рассматривается как производное от ощущений;

    Критика рационалистов

    Рационалисты

    (взгляды)

    • Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции;
    • Эвклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
    • критерием истины выступает разум;
    • За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.

    Каждая из системы аксиом Евклида, Лобачевского и Римана была теоретически строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной.

    «Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре)

    Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты .

    При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.


    Критерии истины

    Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, полностью исчерпывающее предмет, которая не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.

    Относительная истина – неполное, ограниченное знание.

    Критерий истины – практика:

    практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,

    материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.

    ИСТИНА

    КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:

    1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО

    2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА


    Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины

    Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута?

    Отказ от идеи

    развития знания

    Критерий истинности - теория

    Истина – это знание, соответствующее предмету познания, совпадающее с ним.



    Свойства истины

    это такое содержание

    наших знаний, которое

    не зависит ни от человека,

    ни от человечества

    зависимость истины

    от места, времени и

    других условий её получения

    Объективность

    Конкретность

    Формы истины

    • научная истина
    • обыденная или житейская истина
    • художественная истина
    • нравственная истина

    Причины относительности истины

    Мир бесконечно изменчив

    Познавательные возможности человека ограничены

    Возможности познания зависят от реальных исторических условий развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента своего времени и определяются уровнем

    Особенности познавательной деятельности человека



    Причины заблуждений – в особенностях сознания

    «Идолы сознания» Р. Бэкона


    Связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом, склонностями и пристрастиями, воспитанием и т.д.

    В этом смысле каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры .

    В какой «пещере» человек обитает, с такими представлениями и взирает на мир. Одному нравятся танцы, но он ненавидит живопись. Другой – никогда не восхитится водопадом, он любит футбол и играть на барабане в новогоднюю ночь. Такова сущность людей.


    Труднее поддаются устранению призраки театра, источник которых - вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения самим исследовать природу.

    Это всем хорошо известные суеверия и предрассудки, пропаганда, мода. Люди отводят себе и окружающим некие роли, как на сцене театра, играют эти роли, не удосуживаясь задуматься, а таков ли я или тот джентльмен на самом деле.


    Нелегко победить также идолов площади, источник которых - само общение людей, предполагающее использование языка.

    Вместе с языком мы бессознательно усваиваем все предрассудки прошлых поколений, осевшие в выражениях языка, и тем самым опять-таки оказываемся в плену заблуждений.

    Таковы стереотипы обыденного сознания, закрепляющиеся в общении.


    Однако самыми опасными оказываются идолы рода, поскольку они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и особенно в разуме человека и освободиться от них всего труднее. Бэкон уподобляет человеческий ум неровному зеркалу, изогнутость которого искажает все, что в нем отражается.

    Например, люди с трудом отказываются от однажды принятых и закреплённых догм, и новые факты стремятся подогнать под уже имеющиеся объяснения.


    Проверь себя

    1) Каково классическое определение истины как философского понятия?

    2) В чём выражается объективность истины?

    3) Чем, по мнению эмпириков, обеспечивается истинность наших знаний?

    4) Покажите познавательную и мировоззренческую ограниченность эмпиризма?

    5) Каков главный критерий истины с позиций рационалистов?

    6) В чём недостатки этого подхода?

    7) Что включает в себя практика как критерий истины?

    8) Раскройте возможности и границы использования критерия «практика» в оценке результатов познавательной деятельности.

    9) Дайте определение понятию «абсолютная истина».

    10) В чём выражается относительность добываемых нами истин?

    11) Каковы, на взгляд философов и психологов, истоки человеческих заблуждений?


    рефлексия

    • Что узнали?
    • Каким способом?
    • Чему научились?
    • Какие испытывали трудности?
    • Интересно ли было на уроке?

    • Верное, правильное отражение действительности в мысли, проверяемое в конечном счете при помощи критерия практики, называется:

    а) истиной; б) догмой; в) понятием;

    г) суждением.

    • Учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира:

    а) эмпиризм; б) рационализм;

    в) агностицизм; г) алогизм.


    3. Критерий истины для рационалистов:

    а) опыт; б) разум; в) эксперимент;

    г) практика.

    4.Знание, которое не зависит от воли и желания субъекта, называется:

    а) объективной идеей; б) объективной истиной; в) абсолютной истиной;

    г) относительной истиной.


    5. Полное, исчерпывающее знание о действительности и тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем:

    А) объективной идеей; б) объективной истиной; в) абсолютной истиной;

    г) относительной истиной.

    6. Научные истины, не создающие полного, исчерпывающего знания об изучаемом предмете и которые в процессе познания будут изменяться, углубляться новыми, называются:

    А) объективными; б) абсолютными;

    в) относительными; г) абстрактными.


    7. Расположите в правильной последовательности этапы любого исследования:

    1) сбор материала 2) выработка гипотезы исследования 3) подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет и т.п.) 4) выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования) 5) поиск и предложение возможных вариантов решения 6) анализ и обобщение полученных данных.

    8. Кто из ученых предложил использование термина «научные революции» для отображения коренных изменений в системе научных знаний:

    А) Т.Кун; б) Ф.Бэкон; в) Р.Декарт; г) Ф.Ницше.


    9. «Гипотез не измышляю», - выражение, принадлежащее:

    А) И.Ньютону; б) В.Гилберу; в) Б.Спинозе; г) Д.Локку.

    10. Вставьте пропущенное слово:

    «……. в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету» (Р.Декарт).


    • Источники
    • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
    • Баранов П.А. Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М. : АСТ: Астрель, 2009.
    • Гульнара Равильевна Хамитова;
    • Павлова Анеля Васильевна учитель истории МОУ СОШ№ 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл.

    КЛЮЧИ К ТЕСТУ «Истина и ее критерии»

    • 4,2,5,1,6,3
    • Истина



    Философы об истине Аристотель Истина – это соответствие знания объекту, действительности Беркли, Э.Мах, Авенариус Рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства Платон, Гегель Истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является раскрытием духовной, разумной первоосновы мира Р.Декарт Важнейший признак истинного знания - ясность






    Критерии истины Эмпирики – источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт Сенсуализм – ощущения являются единственным источником и обоснованием знания Рационалисты – критерием является разум Конвенционалисты – истина является результатом соглашения Прагматики – истина – знание, которое способствует решению практических задач




    ВИДЫ ИСТИНЫ Абсолютная истина- это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Не может быть опровергнута. Относительная истина – это неполное, ограниченное знание. Мир бесконечно изменчив, возможности познания зависят от условий своего времени и определяется уровнем развития духовной культуры


    Истоки заблуждений 1. Причины заблуждений кроются в некоторых особенностях познавательной деятельности человечества. Ф.Бекон назвал их «идолами», он сравнивал ум человека с зеркалом, которое искривляет мир. 2. Э.Мах считал, что для выявления причин заблуждений полезно обратиться к тем реальным случаям из истории науки, опыта отдельных людей, когда познавательная деятельность заканчивалась неудачей.


    Истина и заблуждение 3. Современная психология выявила некоторые механизмы восприятия и мышления, которые приводят нас к ложным умозаключениям. 4. Отсутствие полной и точной информации о предмете изучения. 5. Поскольку наша способность осмысливать информацию небезгранична, часто принимается решение, основанное не на анализе, а на стереотипе.



  • Похожие публикации