Наставления мудреца лукмана своему сыну. Лукман - биография и сказания об исламском мудреце Лукман хаким рассказы о нем мудрые

В Коране есть сура (31-ая), названная именем исламского мудреца Лукмана. Это историческая личность, идеальный образ мусульманина. Согласно Корану, Аллах подарил Лукману мудрость. А причины этого подарка мы сейчас выясним.

Биография

Полное имя – Лукман аль-Хаким (от «хикма» – «мудрость»). Неизвестно точно, где он родился и кем был. Есть несколько более или менее похожих на правду предположений. Так, проповедник мог быть:

  • рабом из Эфиопии, впоследствии освобождённым (самая распространённая теория);
  • портным и плотником из Судана;
  • пастухом;
  • учеником пророка Давуда, а после учёбы – судьёй.

Любопытно, что во времена Средневековья Лукмана называли Эзопом, приписывая ему авторство известных басен.
Лукман ввёл множество арабских обычаев. Его заповеди повторяют столпы исламской веры:

  • единство Аллаха;
  • совершение молитв;
  • некоторые этические и моральные нормы.

По легенде, проповедник был адитом, отправившимся вместе с соплеменниками во время страшной засухи в Мекку, чтобы просить Аллаха ниспослать на землю дождь. Вместо воды он просил долгой жизни. И Аллах даровал ему время, равное жизни семи орлов. Когда умирала одна птица, сразу же рождалась другая. Так Лукман стал долгожителем, он пережил собратьев и построил Марибскую плотину.

Обретение мудрости и немного легенд

Предание гласит, что во время дневного сна Лукмана разбудил голос, предложивший ему установить справедливость в мире людей и стать халифом. Проповедник спросил разрешения отказаться, он предпочитал быть рабом, а не царём. Бога поразил такой ответ. Лукман снова уснул, и во сне Аллах одарил его сердце мудростью.

После чего то же предложение получил Давуд. Пророк согласился без раздумий.

Осталось немало преданий, подтверждающих безграничную мудрость Лукмана. Два наиболее ярких:

  • проповедник вместе с другими рабами отправился в сад за фруктами. На обратном пути рабы съели собранное, но перед хозяином обвинили Лукмана. Мудрец предложил хозяину напоить каждого из работников горячей водой, чтобы выяснить истину. Всех, кроме его самого, вырвало фруктами. Так на свет явилась правда.
  • Лукмана попросили зарезать овцу и принести два самых лучших куска от неё. Мудрец принёс сердце и язык. В другой раз хозяин просил принести два худших куска. Лукман принёс то же самое. На вопрос, как может лучше оказаться худшим, он ответил: «Нет ничего слаще них, но если испортятся, то не будет и ничего хуже».

Во время проповеди один слушающий спросил Лукмана, как тому удалось, будучи чабаном, достичь успеха. Мудрец ответил, что его помощники – отказ от лишнего, оправдание доверия и истина.

Его называли Лукман аль-Хаким. Хаким – это мудрец, который следовал знаниям, подаренным ему Всевышним. При толковании слова «хикма» – «мудрость» обязательно сочетание этих трёх качеств.

О происхождении Лукмана аль-Хакима существует много разных мнений, но большинство сходится на том, что он был темнокожим рабом. Некоторые утверждают, что он был пророком, но по мнению Ибн Аббаса, Лукман аль-Хаким не был им.

Говорят, что он был пастухом, в другом предании говорится, что он был плотником.

Однажды, когда он спал днём, его разбудил голос: «О Лукман, хочешь ли ты быть халифом на земле и установить справедливость среди людей?» Он ответил: «О Господь, если мне предоставляется выбор, то я предпочитаю не брать это на себя». Услышав это, ангелы удивились и спросили: «Почему?» Лукман ответил, что предпочитает быть на этом свете рабом, чем царём. Совершенство ума не позволило ему выбрать по своей воле величие, из-за которого забывается Ахират. Ангелы удивились его мудрости и красоте его слов. После этого Лукман опять уснул, и тогда Аллах влил в его сердце мудрость. Так он проснулся с мудростью на устах. Я здесь привёл только суть этой истории.

Лукман иногда посещал Давуда (мир ему). Однажды Давуд (мир ему), восхищённый его мудростью, сказал: «Моё почтение тому, кто наделён такой мудростью ».

وكان لقمان يوازره بحكمته فقال له داود : طوبى لك يا لقمان أعطيت الحكمة وصرف عنك البلاء وأعطي داود الخلافة وابتلي بالبلية والفتنة . (عرائس ص 306)

Рассказывают, что Лукман был самым незаметным и скромным рабом своего хозяина. Известна следующая история.

Однажды хозяин отправил его с другими рабами за фруктами в сад. Когда все уже возвращались из сада с фруктами, другие рабы стали есть плоды, а потом сказали, что это Лукман их съел.

Лукман, переживая из-за этого, сказал хозяину, что лицемер не может быть доверенным человеком. Он предложил ему испытать их, дав каждому выпить горячей воды. Хозяин заставил их выпить горячую воду и стал смотреть, что из этого выйдет.

Кроме Лукмана, всех вырвало съеденными фруктами, его же – только водой. Тут приоткрылись «врата мудрости» Лукмана, и хозяин узнал о его честности, правдивости и верности.

В другой раз мудрость Лукмана проявилась так. Хозяин зашёл в туалет, оставив раба снаружи, и задержался там. Лукман крикнул ему, что долгое нахождение в туалете может вызвать болезнь печени, повышение давления, геморрой. Удивлённый мудростью его слов, хозяин, чтобы пользу от них получили и другие, написал их на стене.

Как-то раз он поручил Лукману зарезать овцу и велел принести два самых сладких куска от неё. Лукман принёс хозяину язык и сердце, сказав, что слаще них нет ничего. В другой раз, поручив зарезать овцу, хозяин наказал Лукману принести две наихудшие части, и он опять принёс язык и сердце. Хозяин спросил, как могут быть оба органа одновременно и плохими, и хорошими. «Если будут хорошими, нет ничего лучше их, а если они станут плохими, нет ничего хуже них», – сказал Лукман.

Однажды Лукман, собрав народ вокруг себя, давал наставления. Один из собравшихся подошёл и поинтересовался, кто проповедник. Увидев, что это Лукман, он спросил, не был ли он чабаном в таком-то месте. «Да, был», – ответил Лукман. «Как же ты достиг такого почёта и уважения?» – поинтересовался тот. «Правдивость, оправдание доверия и отказ от лишнего», – ответил Лукман.

Таких случаев с Лукманом описано немало, и привести их все нет возможности.

Море мудрости Лукмана глубоко, и чтобы достать до его дна, нужны водолазы, поэтому, довольствуясь тем, что можно взять, протянув руку, приведём некоторые из его завещаний. В книге «Рух аль-байан» говорится, что его жена и сын поначалу были неверными, и чтобы привести их к вере, он давал им наставления. В начале всех проповедей он говорил о самом важном – о недопустимости ширка. Жена и сын, по наставлению Всевышнего, в результате проповедей Лукмана пришли в Ислам.

Вот некоторые из его мудростей:

Пусть предметом вашей торговли будет богобоязненность, тогда будете получать прибыль без товара.

Посещайте похороны, так вы будете вспоминать о смерти.

Остерегайтесь посещения свадеб, ибо мирское увлечёт вас.

Когда утром прокричит петух, вставайте, не будьте слабее его.

Не откладывайте на завтра покаяние, ведь за вами смерть, которая наступит внезапно.

Старайтесь участвовать в собраниях алимов, не упускайте возможности слушать речи мудрецов, ибо свет мудрости оживляет сердца, как засушливую землю оживляют дожди.

Не старайтесь изучать новые науки, пока не будете следовать приобретённым.

Мирское – это море, где утонули многие, сядьте на корабль богобоязненности, чтобы обрести спасение.

Если найдёте людей, собравшихся для поминания Аллаха, не уходите, присоединяйтесь к ним, чтобы получить долю, когда Всевышний окинет их взором милости. Не приближайтесь к собраниям, где люди пребывают в забвении Всевышнего, это увеличит в вас невежество, сделает чёрствыми ваши сердца, и если этих людей постигнет гнев Аллаха, вас это не обойдёт.

Постарайтесь, чтобы пищу вашу ели только богобоязненные, в делах советуйтесь с алимами. Приучайте свой язык постоянно произносить «Аллахуумма-гфир ли» («Аллах, прости меня»).

На этом свете нет такой тяжести, которую бы я не переносил на себе, вплоть до железа и камней, но я не нашёл ноши тяжелее, чем плохой сосед. Я вкусил всю горечь этого света, но худшей горечи, чем нищета, я не нашёл.

Мудрость сажает бедняков среди больших царей.

Если сердце ваше в заблуждении, не притворяйтесь богобоязненными ради почитания людьми.

Остерегайтесь долгов, это для вас днём – унижение, а ночью – тяжёлые раздумья. Не беритесь за мирское засучив рукава, это повредит вашему Ахирату, но и не бросайте мирское совсем, иначе среди людей будете презренными бедняками.

Не изучайте науки лишь для того, чтобы спорить с глупцами, кичиться среди алимов или добиться похвалы и известности среди людей, ведь Знающему скрытое ведомы ваши намерения.

Как волк не подружится с овцой, так не будет братства между дурным и добрым. Не делайте наставления тому, кто их не воспримет. Хотя кто же сейчас сможет различить это?

Дети мои, ведите себя с хорошими людьми как рабы, а с плохими не дружите никогда. Не ищите того, что отвернулось от вас, и не оставляйте без внимания то, что повернулось к вам.

От детей вы получите благо, если с малолетства научите их добру. Наказание детей для их воспитания так же необходимо, как дождь для земли.

Не отправляйтесь в путь в начале ночи, постарайтесь делать это после полуночи. В путь выходите с мечом, в чалме, обутыми в масхи – в полном снаряжении. Нитку с иголкой, шило и посуду для еды тоже не забывайте. На случай, если вдруг вам или спутникам понадобятся лекарства, не забудьте прихватить их с собой.

Не пребывайте всегда в раздумьях, особенно не занимайте сердце печалью. Будьте довольны уделом, данным вам Господом, – проживёте спокойную и безоблачную жизнь. Если желаете мирского, не стремитесь к тому, что находится в руках других.

Надежды возлагайте только на Всевышнего и полагайтесь только на Него, Он создаст причины, и тогда достигнет вас ваш удел.

Делайте благо тем, кто достоин его, ибо пропадёт оно, если попадёт в руки недостойного, – на этом свете потеряете имущество и на том свете не найдёте вознаграждения, будет вам один убыток, и прибыли вы не найдёте. Не будьте расточительны и не будьте скрягой, умеренно экономя, будете в завидном положении.

Слово «хикма» имеет много значений. Арифы толкуют его по-разному. Говорят, что знание истины, достоверное знание всего, что есть, и совершение благого – это хикма. Аль-Газали же, которого величают худҗҗат аль-Ислам, не считал мудростью знание сути всех вещей, если нет познания Аллаха.

Он сказал, что ценность знания зависит от предмета познания, и поскольку мудрость – наивысшая из наук, не достоин имени мудреца тот, кто не познал Аллаха. Познавший Аллаха будет мудрецом, даже если слаб в других науках, и речь его отличается от людских речей.

قال الامام الغزالى رحمه الله : من عرف جميع الاشياء ولم يعرف الله لم يستحق أن يسمى حكيماً لانه لم يعرف أجل الاشياء وأفضلها والحكمة أجل العلوم وجلالة العلم بقدر جلالة المعلوم ولا أجل من الله ومن عرف الله فهو حكيم وإن كان ضعيف المنة فى سائر العلوم الرسمية كليل اللسان قاصر البيان فيها ومن عرف الله كان كلامه مخالفا لكلام غيره ... الخ (روح البيان ج 7، ص 73)

Аллах дарит мудрость авлийа [(ед. ч. вали) – любимцы Аллаха], как откровение пророкам.

Но чтобы дарованная мудрость проявилась, необходимо обучение Шариату и строгое следование приобретённым знаниям.

Ещё мудрость можно сравнить со стрелой, пущенной в цель.

Цель её – сердце мумина, а «лучником» является Аллах, и Он не промахивается. Если вода и еда – пища для тела, то пища для разума – это наука мудрости. И нет для раба ценнее дара Аллаха на этом свете, чем хикма. Основа мудрости – это богобоязненность, и в сердце, где нет богобоязненности, не проявляется хикма. Ещё пример: мудрость, как дерево, растущее в сердце, а плоды его – на языке.

Есть ещё предание от Лукмана, в котором он говорит, что служил четырём тысячам пророков. Из всех их изречений он нам оставил восемь: берегите сердце в намазе (хузур), горло во время еды, язык среди людей, глаза в чужом месте . Эти наставления для общей пользы, старайтесь их соблюдать. Не забывайте Аллаха, помните о смерти и забудьте о двух: о добре, которое вы сделали для других, и о зле, которое вам причинили.

Хотя немало есть побуждений и полезных изречений, я по мере возможности выбрал наставления и завещания Лукмана и занёс их в тетрадь.

Что касается продолжительности его жизни, есть предание, согласно которому Лукман прожил тысячу лет. Сказано, что его могила находится в местечке Рамла между Египтом и Сирией. Говорят также, что в тот день, когда похоронили Лукмана, вокруг его могилы были похоронены ещё семьдесят пророков. Дети израилевы изгнали их из Иерусалима, окружили в Рамле, и там они умерли голодной смертью.

О Аллах, одаривший Лукмана мудростью, одари и нас, ведь это в Твоей власти. Очисти наши сердца богобоязненностью и помоги нам искренне и покорно служить Тебе. Эти мудрости и наставления Лукмана – дары, достаточные для тех, кто стремится к истине. Они – драгоценные камни, и тот, кто торгует ими обдуманно и поразмыслив, извлечёт из них пользу и не будет терпеть убытки.

Тот, кто забросил сад, который при уходе мог дать прекрасный урожай, пусть упрекнёт только себя. Тот, кто пренебрёг бесплатными дарами, пусть занимается бесприбыльной торговлей.

Из книги «История пророков ».

Рисунок Айны Леон

  • 2808 просмотров

В Коране есть сура (31-ая), названная именем исламского мудреца Лукмана. Это историческая личность, идеальный образ мусульманина. Согласно Корану, Аллах подарил Лукману мудрость. А причины этого подарка мы сейчас выясним.

Биография

Полное имя – Лукман аль-Хаким (от «хикма» - «мудрость»). Неизвестно точно, где он родился и кем был. Есть несколько более или менее похожих на правду предположений. Так, проповедник мог быть:

  • рабом из Эфиопии, впоследствии освобождённым (самая распространённая теория);
  • портным и плотником из Судана;
  • пастухом;
  • учеником пророка Давуда, а после учёбы – судьёй.

Любопытно, что во времена Средневековья Лукмана называли Эзопом, приписывая ему авторство известных басен.
Лукман ввёл множество арабских обычаев. Его заповеди повторяют столпы исламской веры:

  • единство Аллаха;
  • совершение молитв;
  • некоторые этические и моральные нормы.

По легенде, проповедник был адитом, отправившимся вместе с соплеменниками во время страшной засухи в Мекку, чтобы просить Аллаха ниспослать на землю дождь. Вместо воды он просил долгой жизни. И Аллах даровал ему время, равное жизни семи орлов. Когда умирала одна птица, сразу же рождалась другая. Так Лукман стал долгожителем, он пережил собратьев и построил Марибскую плотину.

Обретение мудрости и немного легенд

Предание гласит, что во время дневного сна Лукмана разбудил голос, предложивший ему установить справедливость в мире людей и стать халифом. Проповедник спросил разрешения отказаться, он предпочитал быть рабом, а не царём. Бога поразил такой ответ. Лукман снова уснул, и во сне Аллах одарил его сердце мудростью.

После чего то же предложение получил Давуд. Пророк согласился без раздумий.

Осталось немало преданий, подтверждающих безграничную мудрость Лукмана. Два наиболее ярких:

  • проповедник вместе с другими рабами отправился в сад за фруктами. На обратном пути рабы съели собранное, но перед хозяином обвинили Лукмана. Мудрец предложил хозяину напоить каждого из работников горячей водой, чтобы выяснить истину. Всех, кроме его самого, вырвало фруктами. Так на свет явилась правда.
  • Лукмана попросили зарезать овцу и принести два самых лучших куска от неё. Мудрец принёс сердце и язык. В другой раз хозяин просил принести два худших куска. Лукман принёс то же самое. На вопрос, как может лучше оказаться худшим, он ответил: «Нет ничего слаще них, но если испортятся, то не будет и ничего хуже».

Во время проповеди один слушающий спросил Лукмана, как тому удалось, будучи чабаном, достичь успеха. Мудрец ответил, что его помощники – отказ от лишнего, оправдание доверия и истина.

Поистине, мудрость совершает десять вещей: она оживляет мёртвое сердце; она усаживает вместе в бедняками; она возвеличивает до степени царей; де-лает незнатного почитаемым; освобождает рабов; даёт посторонним, странникам убежище; обогащает нуждающихся; увеличивает благородство благородным и господство господам. Мудрость ценнее, чем богатство, она - защита от страха, военное снаряжение в войне, товар для прибыли, заступник во время охватывания ужасом (т.е. в День Суда). Мудрость является путеводителем к усилению веры в Аллаха (когда из-за слабости веры человек выбирает услужение своему эго, плоти), она является покрывалом тогда, когда одежда не скры-вает наготы.

Блага будут в руках у того, кто умеет хранить тайну.

О сын мой! У завистника есть три признака: 1) он будет злословить, порочить человека, когда того нет рядом; 2) он будет льстить, заискивать перед ним, ког-да увидит этого человека; 3) он будет радоваться несча-стью этого человека.

Совершай добро по отношению к тем, кто этого действительно заслуживает, и не совершай его по отношению к тем, кто не заслуживает этого, не то по-терпишь убыток в нём в этом мире и лишишься награды за него в вечном мире. Будь экономным и не будь рас-точительным. Не будь в имуществе скупым, но и не будь транжирящим его.

Со дня твоего прихода на этот свет ты всё отдаляешься от него и приближаешься к миру вечному. Ты, поистине, близок к той обители, которая к тебе приближается, чем к той, которая отдаляется от тебя.

Если хочешь с кем-то подружиться, то сначала сделай так, чтобы он на тебя разгневался. Если он при этом будет справедливо поступать по отношению к тебе, то подружись, если же нет, то остерегайся, сторонись его.

Пусть твои слова всегда будут приятными, а твоё лицо довольным, и тогда для людей ты будешь любимее и ближе, чем те, кто дарит им подарки.

Будь таким, который не желает хвалы людей и не заставляет их порицать себя. Пусть своему эго (нафсу)он будет доставлять усталость, а людям будет приносить покой.

Среди торговли выбирай поклонение Аллаху, так как оно принесёт тебе прибыль и без товара.

Не будь слабей того петуха, который кукарекает на рассвете, в то время как ты на рассвете спишь.

Приучи свой язык произносить: «О Аллах, прости меня!». Поистине, у Всевышнего Аллаха есть про-межутки времени, в течение которых Он не отвергает мольбы.

Не трать своего имущества попросту, оберегая чужое имущество. Поистине, твоим является лишь имущество, которое ты потратил в богоугодных делах, приносящих пользу для твоей вечной жизни, а чужим является имущество, которое ты оставил после себя, ибо его присвоят, наследуют другие.

Нет ничего лучшего, чем язык и сердце, когда они праведны, и нет ничего худшего, чем язык и сердце, когда они порочны.

И пусть первым, кому ты принесёшь пользу в этом мире после праведного друга, будет праведная жена.

Нет другого такого богатства, как здоровье, и нет другого такого блага, чем чистота души, сердца.

Не посылай своим посланцем невежду, если же не найдешь мудреца, будь своим посланцем сам.

Принимай участие в похоронах и не присутствуй на свадьбах, так как похороны напомнят тебе о вечном мире, а свадьба вызовет у тебя любовь к этому миру.

Не будь слишком сладким, а то тебя проглотят, и не будь горьким, а то тебя выплюнут.

Не бросай своего первого друга, а то тебе не будет доверять и второй.

Поистине, праведная жена, как масло на голове, которое смягчает жилы и улучшает волосы. Она - корона на голове царя, жемчуг и другие драгоценности, цену которым не знает никто. Нечестивую, плохую же-ну можно сравнить с селем, стремительным потоком, который не останавливается до тех пор, пока не достигнет конца своего. Такая женщина, если говорит, то поднимает свой голос; если ходит, то спешит; если садится, то поднимается на возвышенное место; если гневается, то выявляет свой гнев. Все болезни излечиваются, кро-ме такой болезни, как плохая жена.

Я завещаю тебе две вещи, и пока ты будешь придерживаться их, они принесут тебе только благо: это дирхам (достаточные средства) для пропитания, и религия - для вечной жизни.

О сын мой! Не извиняйся и не оправдывайся перед тем, кто не любит принимать твоего оправдания. И не обращайся за помощью к тому, кто не любит получать твои заботы и исполнять твои нужды.

Кто будет терпеливо переносить тяготы и нужды людей, тот будет управлять ими.

Ищи для какого-либо деяния своего брата лучшее оправдание, пока ты не получишь от него достоверный довод в пользу того дела.

Остерегайся лени и раздражения, беспокойства без особых на то причин. Когда ты ленишься - не выполняешь свои обязанности в полной мере, а когда раздражаешься, беспокоишься - не выносишь правды.

Если говоришь, то будь лаконичен. Если добился желаемого посредством речи, то более уже не разговаривай.

В другой версии сказано: когда происходит с тобой то, от чего ты доволен или не доволен, непременно сделай так, чтобы в помыслах ты говорил себе: «В этом заключается благо».

Выбирай собрания людей, принимая во внимание их (собраний) сущность, пользу для тебя. Если увидишь собрание, в котором поминают Всевышнего и Всемогущего Аллаха, то присоединяйся к ним: если ты ученый, то твои знания принесут тебе пользу, а если ты невежественный, то обретёшь знания. Если Аллах ниспошлёт Свою милость на них, то и тебя она покроет.

Лукман сказал: «О сын мой, используй для себя разум других». Сын спросил: «Как?» Лукман ответил: «Проси совета в своих проблемах».

Когда настанет время молитвы, не откладывай её. Соверши её, затем отдохни, потому что она - твой долг. Совершай молитву вместе с коллективом верующих, даже если придётся выполнять её на кончике копья.

Когда ты обратишься с просьбой к правителю, не будь настойчивым, упорным. Излагай свою нужду тогда, когда правитель доволен и находится в хорошем расположении духа. Не проси помощи у того, кто тебя обманывает. И не ищи её у подлого и скупого человека. Если он тебе откажет в помощи, то тебе будет стыдно, позорно. А если он поможет тебе, то потом будет попрекать, а ты останешься в долгу перед ним.

Если тебя просят быть свидетелем - свидетельствуй, если тебя просят помочь - помоги, если у тебя просят совета - не торопись, пока не рассмотришь данное дело.

Не теряй стыдливость посредством просьб. Не лечи свой гнев постыдным поступком. Знай себе цену, это поможет тебе в жизни.

Если ты сомневаешься в смерти, тогда не спи. Подобно тому, как ты всё равно уснёшь, как бы ты этого не желал, так ты и умрёшь. Если ты сомневаешься в воскрешении в Судный день, тогда не просыпайся. Как ты всё равно просыпаешься независимо от твоего жела-ния, так же и воскреснешь после смерти.

Ищи помощи против бедности в дозволенном заработке. Когда кто-либо становится бедным, его непременно настигают три беды: появляется хрупкость в религии; слабеет ум; он теряет достоинство и порядочность. Но страшнее всего этого появление у людей не-уважения к нему, унижение его и их пренебрежение к его состоянию.

Если тебе приказывают что-то или просят о чём-то, то скажи: «Да». Не говори: «Нет», потому что «нет» - это слабость и низость.

Когда в дороге вы заблудились и не знаете, куда идти, тогда остановитесь.

Когда вы засомневались в намерении, цели, остановитесь и посоветуйтесь.

У Лукмана аль-Хакима спросили: «Каково твоё самое надёжное деяние?» Он ответил: «Оставление то-го, что меня не касается, не приносит пользы».

Лукман аль-Хаким сказал: «Побеждай свой гнев кротостью и свою похоть - богобоязненностью».

Молчание - это мудрость, которой мало кто пользуется.

Поистине, если верующий сможет предвидеть последствия совершаемого им дела, то он будет в безопасности от сожаления.

Поистине, долгое уединение делает мысль ясной. Продолжительные размышления являются указателем дороги, ведущей в Рай.

Умному среди своих домочадцев следует быть в качестве ребёнка, а среди людей - в качестве взрослого человека.

Не приобретай знания из-за трёх вещей и не бросай их из-за трёх вещей. Не обучайся для того: 1) чтобы спорить с кем-то; 2) чтобы хвастаться; 3) чтобы люди хвалили, для показухи. Не бросай приобретения знаний: 1) из-за невнимательности, отрешённости от них; 2) из-за стыда перед людьми; 3) из-за довольства невежеством.

Из книги «Мудрость Лукмана аль-Хакима»

Праведник Лукман - сын сестры пророка Айюба (а.с.), то есть его племянник. Досточтимый Икрима утверждал, что Лукман был пророком. Однако Судди отрицает, что он был удостоен пророческого сана.

В предании говорится, что Всевышний спросил у Лукмана:

Чего ты хочешь: пророчества или мудрости?

Лукман отдал предпочтение мудрости. Всевышний сказал:

Почему ты выбрал именно мудрость?

Аллах никогда не оставлял в покое тех, кого избрал Своим пророком и посланником, и всегда подвергал их испытаниям. Поэтому я предпочел мудрость, - ответил Лукман.

Не случайно Всевышний говорит: «Мы даровали Лукману мудрость, чтобы он был благодарен Аллаху. Тот, кто благодарит, тот поступает во благо себе» (Сура «Лукман», аят 12).

Согласно преданию, однажды Лукман увидел во сне, что ему было сказано:

О, Лукман, не лучше ли тебе быть пророком и халифом на земле?

Лукман (а.с.) сказал:

Жизнь и здоровье для меня дороже, чем всякие беды, ибо вместе с пророчеством ко мне нагрянут и беды.

Ангелы спросили:

Откуда же ты знаешь, что пророков ожидают беды, сам не будучи пророком?

Я знаю: кто ведет людей за собой и старается их рассудить, тот всегда испытывает трудности. Хорошо, если правильно рассудит. А если он допустит при этом несправедливо, то сам окажется в аду. На земле лучше быть уважаемым, чем презренным. В мире ахирата тоже достоинство лучше презрения. Кто предпочтет этот мир ахирату, тот подвергнется на земле искушению. А в мире ахирата он лишится благосклонности Аллаха.

Ангелы очень удивились, услышав эти слова. Когда Лукман проснулся, Аллах одарил его мудростью.

Некоторые считают, что Лукман не был пророком, однако был правителем и правил народом по справедливости.

Вахб бин Мунаббих говорит:

Лукман был рабом-эфиопом. Он трудился плотником и был очень честным и хорошим человеком. Позднее Аллах освободил его от рабства.

Один человек сказал Лукману:

Ты же был рабом. И как ты достиг такой высокой степени?

Благодаря тому, что был честным и всегда возвращал доверенный мне аманат, - ответил Лукман.

Муджахид говорил:

Аллах даровал Лукману мудрость, а это значит, что ему были даны совершенный ум, знания от Аллаха, верность истине и праведность. И еще - умение жить в соответствии с этими знаниями.

По мнению некоторых, мудрость - это способность проникнуть в суть всех вещей и познать все их особенности.

Говорят, что однажды Лукман отправился в путь и встретился с одним ребенком.

Что случилось с моими родителями? - спросил он.

Они умерли, - ответил ребенок.

Мои дела приблизились к концу, не о чем больше печалиться. А что стало с моим братом?

И он умер.

Сломаны мои крылья. А что случилось с моим сыном?

Он тоже умер, - сказал ребенок.

Я потерял навсегда душевный покой, - промолвил Лукман.

По преданию, Лукман-мудрец говорил:

Кто лжет, тот потеряет сияние глаз, он лишится чести и достоинства. Приличие превыше благородного происхождения, а дела превыше богатства. Знания лучше всего, что есть в этом мире. Есть четыре условия, чтобы стать счастливым:

  1. Честность.
  2. Приличие и воспитанность.
  3. Мягкий характер и добрый нрав.
  4. Не злоупотреблять доверием.

Лукман (а.с.) служил визирем у царя и пророка Давуда (а.с.) и прожил ровно тысячу лет. Сейчас уже нет надобности рассуждать, пророком он был или святым праведником. Обо всем лучше известно Аллаху.

Некоторые говорят:

Кому дарованы мудрость и Коран, тот также приобрел достоинства всех прежних святых писаний. По этой причине, он должен хорошо осознавать свое положение. Он не должен привязываться сердцем ко всему земному. Именно поэтому то, что дано ученым, превыше мирского. Недаром Всевышний сказал:

«Мирские блага непродолжительны» (Сура «Ниса», аят 77).

Из книги "Анваруль-ашикын"

Похожие публикации