Преподобный исаакий далматский игумен. Преподобный исаакий далматский. Смотреть что такое "исаакий далматский" в других словарях

Пре-по-доб-ный Иса-а-кий про-ис-хо-дил «с во-сто-ка», по всей ве-ро-ят-но-сти из Си-рии. Он под-ви-зал-ся в пу-стыне, по-ка не услы-шал го-лос с небес, по-велев-ший ему от-пра-вить-ся в Кон-стан-ти-но-поль. При-быв ту-да, свя-той за-стал сто-ли-цу охва-чен-ной ере-сью ари-ан-ства, при-вер-жен-цем ко-то-рой был им-пе-ра-тор Ва-лент (364-378). Ко-гда им-пе-ра-тор со-би-рал-ся на вой-ну с вар-ва-ра-ми , прп. Иса-а-кий несколь-ко раз под-хо-дил к нему с уве-ще-ва-ни-я-ми, про-ся от-крыть церк-ви и пре-кра-тить го-не-ния на пра-во-слав-ных. За это при-бли-жен-ные им-пе-ра-то-ра из-би-ли свя-то-го, а Ва-лент при-ка-зал бро-сить его в зло-вон-ное бо-ло-то, из ко-то-ро-го жи-вым не вы-би-ра-лось ни од-но су-ще-ство. Но 2 ан-ге-ла чу-дес-ным об-ра-зом из-ба-ви-ли прп. Иса-а-кия от ги-бе-ли. При-дя к им-пе-ра-то-ру в по-след-ний раз, он пред-ска-зал ему по-ра-же-ние в войне и ги-бель в огне. Раз-гне-ван-ный им-пе-ра-тор по-ве-лел бро-сить по-движ-ни-ка в тем-ни-цу до сво-е-го воз-вра-ще-ния. По про-ро-че-ству свя-то-го ар-мия Ва-лен-та бы-ла раз-би-та вар-ва-ра-ми, а им-пе-ра-тор, спа-са-ясь бег-ством, сго-рел в де-ре-вян-ном ам-ба-ре, по-до-жжен-ном пре-сле-до-ва-те-ля-ми.

О встре-че прп. Иса-а-кия с Ва-лен-том и пред-ска-за-нии по-ра-же-ния и ги-бе-ли им-пе-ра-то-ра со-об-ща-ют так-же цер-ков-ные ис-то-ри-ки блж. , и неко-то-рые дру-гие. В си-нак-сар-ном Жи-тии прп. Исаакия в свя-зи с эти-ми со-бы-ти-я-ми при-ве-де-на ис-то-рия, не встре-ча-ю-ща-я-ся в дру-гих ре-дак-ци-ях: святой узнал о ги-бе-ли им-пе-ра-то-ра еще до то-го, как ве-сти до-шли до Кон-стан-ти-но-по-ля, ибо он чу-дес-ным об-ра-зом чув-ство-вал за-пах со-жжен-но-го те-ла, до-но-сив-ший-ся с ме-ста сра-же-ния . Эта ис-то-рия бы-ла впо-след-ствии пе-ре-ска-за-на ис-то-ри-ком Иоан-ном Зо-на-рой .

По-сле смер-ти им-пе-ра-то-ра Ва-лен-та на пре-стол взо-шел им-пе-ра-тор Фе-о-до-сий I Ве-ли-кий (379-395). Услы-шав о про-ро-че-стве свя-то-го, им-пе-ра-тор при-ка-зал от-пу-стить его из тем-ни-цы и с по-че-стя-ми при-нял во двор-це. По-сле это-го прп. Иса-а-кий, со-глас-но Жи-тию, участ-во-вал во II Все-лен-ском Со-бо-ре (381) (од-на-ко в спис-ках участ-ни-ков Со-бо-ра он не от-ме-чен). За-тем свя-той хо-тел вер-нуть-ся в пу-сты-ню, но бла-го-че-сти-вые вель-мо-жи Са-тур-нин и Вик-тор про-си-ли его не по-ки-дать Кон-стан-ти-но-поль и не остав-лять сво-их ду-хов-ных чад. Вняв их уго-во-рам, прп. Иса-а-кий по-про-сил по-стро-ить ему ке-лью. Каж-дый из вель-мож воз-вел в сво-ем име-нии жи-ли-ще для него, и свя-той вы-брал скром-ную ке-лью, со-ору-жен-ную Са-тур-ни-ном. Она на-хо-ди-лась в при-го-ро-де Кон-стан-ти-но-по-ля, за го-род-ски-ми сте-на-ми. К свя-то-му при-хо-ди-ло мно-го лю-дей из го-ро-да, он по-се-щал жи-те-лей по их прось-бам, чтобы по-мо-лить-ся с ни-ми и бла-го-сло-вить их до-ма. Им-пе-ра-тор Фе-о-до-сий так-же неод-но-крат-но при-гла-шал его во дво-рец. Прп. Иса-а-кий все-гда стре-мил-ся по-мо-гать бед-ным, и ес-ли кто-то, встре-тив его на до-ро-ге, про-сил ми-ло-сты-ни, то он сни-мал с се-бя плащ и от-да-вал ни-ще-му. Ес-ли он воз-вра-щал-ся из го-ро-да и во-ро-та уже бы-ли за-кры-ты, то по-сле мо-лит-вы и крест-но-го зна-ме-ния свя-то-го они все-гда чу-дес-ным об-ра-зом от-кры-ва-лись. Через неко-то-рое вре-мя во-круг ке-льи Иса-а-кия был ос-но-ван мо-на-стырь, впо-след-ствии на-зван-ный Дал-ма-та мо-на-стырь, ко-то-рый счи-тал-ся древ-ней-шим в Кон-стан-ти-но-по-ле ; там свя-той про-жил до кон-ца сво-их дней.

По-чув-ство-вав при-бли-же-ние смер-ти, прп. Иса-а-кий со-звал уче-ни-ков, на-став-лял их в пра-вой ве-ре и вы-брал сре-ди них од-но-го, по име-ни Дал-мат, ко-то-ро-го на-зна-чил сво-им пре-ем-ни-ком.

По-сле кон-чи-ны свя-то-го им-пе-ра-тор при-ка-зал со-вер-шить тор-же-ствен-ное по-гре-бе-ние с про-цес-си-ей к церк-ви св. Ири-ны (ко-то-рая то-гда бы-ла ка-фед-раль-ным со-бо-ром Кон-стан-ти-но-по-ля). Бра-тия мо-на-сты-ря и уче-ни-ки свя-то-го ис-про-си-ли раз-ре-ше-ние по-ло-жить остан-ки Иса-а-кия в церк-ви св. Сте-фа-на, по-стро-ен-ной непо-да-ле-ку от Дал-мат-ско-го мо-на-сты-ря. Св. Иса-а-кий был по-гре-бен в ал-та-ре это-го хра-ма, спра-ва от свя-то-го пре-сто-ла.

Ис-хо-дя из тек-ста Жи-тия Иса-а-кия, го-дом его смер-ти сле-ду-ет счи-тать 383-й . Од-на-ко дру-гие ис-точ-ни-ки та-кую да-ту не под-твер-жда-ют. Со-глас-но Жи-тию Дал-ма-та, Иса-а-кий жил еще при ар-хи-епи-ско-пе Ат-ти-ке (406-425). Кал-ли-ник, ав-тор Жи-тия прп. Ипа-тия Ру-фи-ни-ан-ско-го, так-же со-об-ща-ет, что св. Иса-а-кий был жив еще в 406 г., ко-гда по-се-щал прп. Ипа-тия в его мо-на-сты-ре. При этом дру-гая вер-сия Жи-тия Дал-ма-та, из-дан-ная М. Ге-део-ном, под-твер-жда-ет 383 г. как да-ту кон-чи-ны свя-то-го, од-на-ко сам из-да-тель кри-ти-че-ски от-но-сит-ся к да-ти-ров-кам это-го со-чи-не-ния, ука-зы-вая на раз-но-об-раз-ные несо-от-вет-ствия, встре-ча-ю-щи-е-ся в тек-сте .

Ис-сле-до-ва-те-ли неод-но-крат-но за-тра-ги-ва-ли этот во-прос, и, по об-ще-му мне-нию, 383 г. нель-зя счи-тать го-дом смер-ти пре-по-доб-но-го. В на-сто-я-щее вре-мя об-ще-при-знан-ной яв-ля-ет-ся да-ти-ров-ка его кон-чи-ны пе-ри-о-дом по-сле 406 г. Неко-то-рые ис-сле-до-ва-те-ли бо-лее кон-крет-но опре-де-ля-ют год смер-ти св. Иса-а-кия. Так, А. Ка-ме-рон от-но-сит его кон-чи-ну к 416 г. на ос-но-ва-нии дан-ных о церк-ви пер-во-мч. Сте-фа-на, в ко-то-рой бы-ли по-ло-же-ны мо-щи Иса-а-кия . Су-ще-ству-ет мне-ние, что свя-той скон-чал-ся в 424 или 425 г.

Со-глас-но О. Мей-нар-ду-су, ча-сти-цы мо-щей прпп. Иса-а-кия и Дал-ма-та хра-нят-ся в ски-ту Но-вая Фива-и-да на Афоне .

По-чи-та-ние прп. Иса-а-кия в Рос-сии свя-за-но с лич-но-стью им-пе-ра-то-ра Пет-ра I, день рож-де-ния ко-то-ро-го (30 мая) сов-пал с днем па-мя-ти свя-то-го. Им-пе-ра-тор счи-тал его сво-им небес-ным по-кро-ви-те-лем, и в честь свя-то-го был воз-двиг-нут Иса-а-ки-ев-ский со-бор в С.-Пе-тер-бур-ге.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

При-ме-ча-ния

Речь идет о по-хо-де про-тив ве-ст-го-тов 378 г.

Theodoret. Hist. eccl. IV 34

Sozom. Hist. eccl. V 40

Су-ще-ству-ет две вер-сии Жи-тия прп. Иса-а-кия. Бо-лее пол-ная (BHG, N 956) со-хра-ни-лась в ру-ко-пи-си Vat. gr. 1671 (X в.) и из-да-на бол-лан-ди-ста-ми (ActaSS. Mai. T. 7. P. 247-258). Ее пе-ре-вод на сла-вян-ский язык со-дер-жит-ся в Су-п-расль-ском сбор-ни-ке (XI в.), а так-же вклю-чен под 21 мар-та в ВМЧ митр. Ма-ка-рия (Иосиф, ар-хим. Оглав-ле-ние ВМЧ. С. 37; Ива-но-ва К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. Со-фия, 2008. С. 493). Ав-тор, по всей ве-ро-ят-но-сти, был ино-ком Дал-ма-та мо-на-сты-ря. Ис-сле-до-ва-те-ли обыч-но да-ти-ру-ют это Жи-тие VI-VIII вв. (Dagron. 1970. P. 231; Lenski. 2004. P. 108). Крат-кая вер-сия (BHG, N 955) оста-ет-ся неиз-дан-ной, лат. пе-ре-вод был осу-ществ-лен А. Лип-по-ма-ном и из-дан вме-сте с пол-ной вер-си-ей Жи-тия (ActaSS. Mai. T. 7. P. 258-260). Крат-кое си-нак-сар-ное Жи-тие прп. Исаакия (BHG, N 956b), со-дер-жа-щее неко-то-рые све-де-ния, не встре-ча-ю-щи-е-ся в др. вер-си-ях, бы-ло из-да-но Ф. Аль-ке-ном в 1948 г. Н. Лен-ски вы-ска-зал пред-по-ло-же-ние, что обе ре-дак-ции Жи-тия, а так-же крат-кое си-нак-сар-ное Жи-тие вос-хо-дят к од-но-му ар-хе-ти-пу (Lenski. 2004. P. 108). Ис-сле-до-ва-тель Ф. Но упо-ми-на-ет о су-ще-ство-ва-нии еще од-ной вер-сии Жи-тия Иса-а-кия - в ру-ко-пи-си Paris. gr. 1453 (XII в.). Fol. 225v - 226 и при-во-дит из нее неболь-шой от-ры-вок, од-на-ко пол-ный текст до сих пор оста-ет-ся неиз-дан-ным (Nau F. Sur les mots ΠΟΛΙΤΙΚΟΣ et ΠΟΛΙΤΕΥΟΜΕΝΟΣ et sur plusieurs texts grecs relatifs à Saint Étienne // ROC. 1906. Vol. 11. P. 198-216).
До-пол-ни-тель-ные све-де-ния об Иса-а-кии и о Дал-ма-те мож-но по-черп-нуть из Жи-тия прп. Ипа-тия Ру-фи-ни-ан-ско-го (Callinicos. Vie d"Hypatios / Introd., texte crit., trad. et not. G. J. M. Bartelink. P., 1971. (SC; 177)), ко-то-рое, по мне-нию ис-сле-до-ва-те-лей, яв-ля-ет-ся бо-лее до-сто-вер-ным с ис-то-ри-че-ской точ-ки зре-ния со-чи-не-ни-ем, т. к. оно бы-ло со-зда-но вско-ре по-сле опи-сы-ва-е-мых со-бы-тий; имен-но к это-му Жи-тию сле-ду-ет об-ра-щать-ся в слу-чае со-мни-тель-ных да-ти-ро-вок.

https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

День святого Исаакия почитается среди православных. Он отличился произведением некоторых чудес и не раз помогал нуждающимся своими молитвами и наставлениями. Не удивительно, что даже после его смерти люди не перестают обращаться к нему за помощью.

Житие святого

Есть мнение, что он был сирийским отшельником. Во времена гонений он скрывался в пустыне. Там он услышал голос с небес, который повелел ему отправляться в Константинополь.

С того момента житие Исаакия Далматского очень изменилось. Царь как раз собирался в поход. Святой приходил несколько раз и молил о прекращении гонения христиан. В таком случае Господь будет всегда и во всем помогать ему. Только тот отмахнулся и велел схватить старца и кинуть в плохо пахнущее болото. Из него никому не удавалось выбраться, но 2 ангела спасли его. После этого он вернулся к императору и предрек разгром его войск в битве, а также погибель в огне.

Разъяренный властелин отдал приказ поместить его в темницу до того момента, когда он вернется. Но не судилось им снова встретится. Сбылось все, о чем он говорил.
Вести о нем дошли до Константинополя. Новый властелин велел выпустить заключенного и принял, как подобает самому дорогому гостю в своем дворце. Он выявил желание отправится назад в пустыню, но благочестивые богачи начали упрашивать его не покидать их. Взамен на это он попросил построить ему келью. Она была в пригороде.

К нему постоянно шли целые толпы паломников со своими молитвами. Через некоторое время вокруг нее образовали монастырь. Там святой прожил до конца своих дней. перед кончиной он созвал своих учеников и назначил приемника. После кончины его останки были погребены в алтаре храма св. Стефана. Есть упоминания в некоторых летописях о том, что частица мощей хранится на Афоне в скиту Новая Фиваида.

Дни памяти Исаакия Далматского выпадают на:

  • 4 апреля;
  • 12 июня;
  • 16 августа.

Икона святого Исаакия

Мы все в сложных жизненных ситуациях обращаемся к высшим силам. Мы проливаем горькие слезы и стараемся обратить на наши проблемы их внимание. Чаще всего к нему обращаются для:

  • наставления на путь истинный;
  • принятия правильного решения;
  • исцеления от многих недугов и прочего.

Считается, что особую силу имеют те прошения, которые произносятся перед иконой Исаакия Далматского. Но в данном случае не столь важны слова, сколько вера в Господа и направление на положительный результат.

«Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Исаакий, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.»

Собор святого

Одним из наибольший по значимости есть собор святого Преподобного Исаакия Далматского в Санкт Петербурге. Он поражает своей красотой и многогранностью. Не раз вокруг него были споры по поводу того, отнести его стоит к религиозным сооружениям или музеям. Большинство искусствоведов считают его уникальным по своему строению.

Это практически единственный собор на территории России в его честь. Изначально он был деревянным, но после его отстроили из камня. В нем соединилось внутреннее убранство и прекрасный архитектурный ансамбль. При украшении его были использованы различные отделочные камни. А взгляд не возможно отвести от витражей и мозаик.

Те, кто увидели его хоть раз, больше никогда не забудут его красоты.

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о свято Исааке:

12 июня (30 мая по «старому стилю» - церковному юлианскому календарю). Среда 7-й седмицы по Пасхе (то есть седьмой недели после Светлого Христова Воскресения ). День постный . На трапезе благословляется рыба . В Русской Церкви совершается память двух святых. Далее коротко расскажем о них.

Преподобный Исаакий Далматский . Именно этому святому посвящён главный собор русской Имперской столицы - города Санкт-Петербурга. Легендарный Исаакиевский собор (вокруг которого за последнее время сломано немало копий - в силу активного противодействия сегодняшних воинствующих безбожников, либералов и коммунистов законному возвращению этой православной святыни Русской Православной Церкви) посвящён именно преподобному Исаакию Далматскому. Первая петербургская Исаакиевская церковь была возведена по личному указанию основателя города на Неве - Петра I, родившегося 30 мая 1672 года , в день именно этого святого.

Ревнитель веры: Памяти преподобного Исаакия Далматского

Сам преподобный Исаакий совершал свои христианские подвиги во второй половине IV века от Рождества Христова, в период, когда христианство уже было провозглашено государственной религией Римской Империи, однако её императором в 364-378 годах был Флавий Юлий Валент, более известный как Валент II, приверженец арианской ереси. Этот император возвёл новые, только теперь уже не языческие, а еретические гонения на православных христиан: преследовал верующих, закрывал и разрушал храмы.

Для поддержания братьев по вере отец Исаакий, на тот момент монах-пустынник, оставил пустыню и прибыл в Константинополь. Промыслом Божиим именно в это же самое время варвары-готы напали на Римскую Империю. Преподобный не раз призывал императора прекратить гонения на православных христиан и открыть их храмы, убеждая гонителя, что если он не сделает этого, то погибнет в огне. Валент не послушался старца и приказал арестовать святого Исаакия. Предсказания преподобного вскоре сбылись: император-еретик и его военачальник (также арианин) попытались укрыться от нападавших готов в сарае с соломой и были сожжены там.

Следущий Римский император Феодосий I Великий был ревностным православным христианином, он возродил Православие в Римской Империи, примирился с готами и восстановил могущество Константинополя. Также приближённые императора смогли уговорить преподобного Исаакия Далматского не возвращаться в пустыню и помогли старцу создать обитель в константинопольском предместье. Именно в этом монастыре старец провёл последние годы жизни, наставляя многих православных христиан, помогая бедным и страждущим. Скончался святой Исаакий в глубокой старости в 383 году от Рождества Христова.

Священномученик Василий Смоленский . Один из многих тысяч страдальцев за Христа, претерпевших мучения в годы советских богоборческих гонений. Ещё в 1891 году будущий святой принял священнический сан и не отрекался от него даже в самые тяжёлые времена. Уроженец подмосковного Серпуховского уезда, большую часть своей жизни он посвятил церковному служению в родном Подмосковье. С момента рукоположения батюшка был определён священником храма Казанской иконы Божией Матери села Ламишино Звенигородского уезда Московской губернии.

С самого начала советской власти отца Василия, активного проповедника, которого горячо любили многочисленные чада, подвергли репрессиям. Он неоднократно арестовывался, но на первых порах ненадолго, каждый раз возвращаясь в родной храм.

Протоиерей Василий Смоленский. Москва, Бутырская тюрьма. 1929 год. Фотография с сайта fond.ru

Только в 1933 году (после 4-летней северной ссылки) батюшке запретили жить ближе 101 километра от Москвы, и он был вынужден поселиться в селе Холмец Шаховского района Московской области, где начал служить в местной Никольской церкви, окормляя в том числе и своих прежних духовных чад.

Но на этом богоборцы не остановились и в мае 1941 года заставили батюшку покинуть пределы Московской области. Возможность вернуться к служению в Никольскую церковь предоставилась в то время, когда село Холмец было оккупировано нацистскими войсками. В марте 1942 года , когда эти подмосковные земли были освобождены частями РККА, отца Василия ложно обвинили в сотрудничестве с гитлеровцами и арестовали. После долгих допросов и издевательств 73-летний протоиерей Василий Смоленский отошёл ко Господу в Таганской тюрьме 12 июня 1942 года и был погребён в безвестной могиле.

Протоиерей Василий Смоленский. Москва, Таганская тюрьма. 1942 год. Фотография с сайта fond.ru

Поздравляем православных христиан с памятью сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким - вечная память!

ИСААКИЙ ДАЛМАТСКИЙ
игумен, исповедник (ск. 383), один из пустынных подвижников, совершавших монашеский подвиг в глубоком уединении. Услышав о гонении, которое воздвиг на православных имп. Валент, придерживавшийся арианской ереси, св. Исаакий явился в Константинополь, чтобы утешить и ободрить гонимых и обличить ариан, не признававших Господа Иисуса Христа предвечным Сыном Бога Отца. В это время имп. Валент предпринял поход против готов, угрожавших столице - Константинополю. Во время похода Исаакий трижды представал перед императором, предсказывая поражение, если тот не повелит открыть храм для православных. Когда Исаакий пришел в третий раз, император повелел ввергнуть его в зыбучее болото, из которого еще никто никогда не выбирался. Но милость Божия оградила исповедника от смерти. Увидев Исаакия живым, Валент по жестокосердию своему не внял знамению Божиему и повелел двум своим сановникам заключить подвижника в темницу, обещая ему муки и казнь по возвращении из похода. Но бесславный конец ждал императора. Войско было разбито, а Валент погиб в огне, спрятавшись в сарае, который был подожжен готами. Феодосии Великий, унаследовавший императорский престол, был православным. По его повелению исповедник был освобожден из темницы. Исаакий основал иноческую обитель вблизи столицы. Сановники же, стерегшие Исаакия, за это время прониклись к старцу такой любовью, что состязались в благодеяниях для нового монастыря. В Петербурге прп. Исаакию посвящен величественный Исаакиевский собор, созданный в память дня рождения имп. Петра I.
Память прп. Исаакию отмечается 22 марта/4 апреля и 30 мая/12 июня.

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "ИСААКИЙ ДАЛМАТСКИЙ" в других словарях:

    Исаакий Далматский преподобный, раннехристианский монах, был игуменом обители Далматской … Википедия

    Исаакий Далматский - – преподобн. монах, обличивший имп. Валента за арианство, за что был посажен в тюрьму, из которой его освободил после падения Валента имп. Феодосий. И. основал тогда монаст., где и прожил игуменом до смерти († 383 г.). Память 22 марта, 30… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Исаакий мужское имя. Исаакий Далматский Св. Исаакий Далматский. Исаакий (в миру Белобаев) старец, еретик XVI века, сторонник Матвея Башкина. Исаакий (в миру Борискович Чернчицкий) православный епископ луцкий и острожский. Исаакий иконописец XIV… … Википедия

    Исаакий Далматский преподобный, был игуменом обители Далматской. Преподобный Исаакий жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364 378), ревностного сторонника арианства, начались преследования… … Википедия

    ИСААКИЙ, ДАЛМАТ И ФАВСТ - Преподобные Исаакий, Далмат, Фавст. Икона. Нач. ХХ в. Мастерская Я. А. Богатенко. Оклад (1912–1917) Ф. Я. Мишукова (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище в Москве) Преподобные Исаакий, Далмат, Фавст. Икона. Нач. ХХ в. Мастерская … Православная энциклопедия

    Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его … Википедия

    Преподобный далматский, был игуменом обители Далматской; по известию Феодорита и Созомена, был весьма дерзновенен за веру перед императором Валентом и предсказал ему гибель; скончался, по житию, в 383 г. Мощи его сперва положены были в церкви св … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Преподобный Исаакий Далматский. 30 мая(с.с.)-12 июня(н.с.)

В этот же день 30 мая 1672 года, в день памяти Исаакия Далматского, у царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной родился наследник, чьим небесным покровителем определили ап. Петра, – будущий Петр Великий. Став царем, Петр I велел построить церковь во имя святого своего дня рождения. Поэтому уже в 1707г. на лугу против Адмиралтейских ворот появилась первая деревянная Исаакиевская церковь. Вскоре ее разобрали, и в 1717г. построили вторую, на месте будущего Медного Всадника. В 1735г. ее постигла участь первой. Третий храм, на месте современного, строился Екатериной II по проекту Антонио Ринальди. С поспешностью завершаемый Павлом I, он вызывал насмешки современников своей явной дисгармонией: "Двух царствований памятник приличный: Низ каменный, а верх кирпичный". Поэтому имп. Александр I утвердил в 1817г. проект уже четвертого по счету храма. Им и стал Исаакиевский собор Огюста Монферрана, освященный в престольный день, 30 мая 1858г.
Исаакий Далматский (+ 383), игумен, преподобный. (Память 22 марта, 30 мая, 3 августа.) Приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364-378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: "Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!". Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, он лежал на тернии, как на мягкой постели, среди цветов, громко хваля Бога. Три Ангела явились и вынесли Исаакия из пропасти на сухое место. Исаакий догнал императора и сказал: "Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня. то не возвратишься живым, но погибнешь в огне". Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения, обещая убить надоедливого старца. Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379-395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата, по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году.Сегодня об удивительном подвиге святого нам напоминает величественный Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, который долгое время был главным храмом всей Российской империи. Кондак преподобному: Яко угодник Божий верный, по Христове церкви ревностно разжегся, бразды Валентовы удержав, пророчески тому о затворении церкве пагубную смерть прорекл еси преподобне. Темже присно моли о нас, чтущих тя, Исаакие преподобне.

Богослужение в Исакиевском соборе в День города 27 мая 2012 года

Похожие публикации