Презентация по МХК на тему " Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики" (10 класс). Технологическая карта урока МХК на тему "Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики" (10 класс) Рельеф храма афины в селинунте

Предмет, класс
Окружающий мир, 2 класс

УМК
Образовательная система Школа 2100

Тема:
Материки и океаны

Тип урока по целеполаганию:
Изучение нового материала

Цель урока:
Формирование общего представления о нашей планете, материках и океанах; понятий география и географическая карта;

Задачи урока:
1. Проверить знания обучающихся о глобусе как модели Земли.
2. Познакомить с новыми терминами «океан», «материк».
3. Дать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты.
4. Продолжить формирование умений работы с глобусом и навыка устного составления рассказа.
5. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.
6. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.

Основные термины и понятия темы:
Океан, море, материк, полушарие, часть света,

Планируемые результаты:
-личностные
-предметные
-метапредметные

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Организация пространства
Парты расставлены для работы в группах

Правила работы на уроке (если они существуют)
Правила работы в группе, правила работы с нетбуком

Используемые виды оценивания
Самооценивание

Межпредметные связи
Ритмика, математика («Площадь»), изобразительное искусство («Спектр цветов»).

Формы работы
Фронтальная, индивидуальная

Оборудование и программное обеспечение, сетевые сервисы
Мобильный класс, программа управления классом Classroom Management, интерактивная доска, мультимедийный проектор

Использованные ресурсы:
-литература;
-дидактические материалы
-ссылки на ЭОР
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

На интерактивной доске появляются ответы теста, в которых выделены буквы.
- А теперь из выделенных букв ответов теста, составьте слово, и вы узнаете цель нашего путешествия
- Если с помощью астрономии мы совершили путешествие в космос и посмотрели на Землю как бы со стороны, то следующая наука предлагает нам путешествие по самой Земле. А наука эта называется география.
- Что же нам поможет совершить это путешествие?
На интерактивной доске демонстрация снимка Земли из космоса
- Какие два вида земной поверхности можно разглядеть на снимке из космоса?
На интерактивной доске демонстрация диаграммы «Вода и суша»

Посмотрите и ответьте, что изображено на круговой диаграмме.

А вы хотите отправиться в заочное кругосветное путешествие?
- Какой транспорт выберем? Посмотрите на карту.

1 команда отправляется в плавание
Задание: Найти 4 океана. Установить самый большой и самый маленький.

2 команда отправляется искать 6 участков суши.
Задание: Отметить самый маленький и самый большой.

Что нам понадобится в путешествии?
-Чем удобнее пользоваться?

В любом путешествии принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что встретилось на пути. – В любом плаванье принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что произошло в дороге, или о том, что встретилось на пути. Возьмите свои судовые журналы. Будем двигаться влево, начиная с Западного полушария.
А теперь представьте краткий отчет своих наблюдений!

Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них?
.

Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?

Какое общее название они имеют?

Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён урок?
-А чего на Земле больше: воды или суши?
Из выделенных букв учащиеся составляют слово «Земля» и формулируют цель путешествия

Дети высказывают предположения


- Большая часть земной поверхности покрыта водой. Это - океаны Земли. И огромные участки суши, которые окружены водными пространствами.

Звучат ответы-предположения детей

Звучат ответы-предположения детей
- Думаем, что это будет корабль, т.к. почти всё пространство занимает вода

Работа в группах. Дети работаю с картами полушарий.

Глобус или карта, компас
-Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней. Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости.
Дети заполняют журналы

1 группа: Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северно-Ледовитый.
-Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.
-Они называются океанами
2 группа: Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка, Антарктида
- Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.

Ответы-предположения участников путешествия.

4. Поиск решения проблемы

– Как вы думаете, ребята, как можно было бы назвать такие участки суши?
Проверим свои предположения по учебнику на с. 96.
(Огромные участки суши, окружённые водой, называются материками. Всего материков шесть.)
На доске появляется тема урока: «Материки и океаны»
Дети предлагают названия.
Встречаются с недостаточными знаниями. Испытывают затруднения. Предлагают проверить по учебнику.
Формулируют новое знание
3 минуты

5.Физкультминутка

Перед дальнейшим путешествием мы с вами немножко отдохнем.
Выполнение движений под музыку
2 минуты

6. Первичное восприятие и усвоение новых знаний

А теперь пора в путь. Давайте сначала отправимся на самый большой материк, который называется: Евразия. Найдите у себя на карте этот материк.

А теперь мы с вами отправимся на самый жаркий материк - в Африку. Найдите этот материк на карте. Африка – второй по величине материк. Это самый жаркий континент. Здесь не бывает зим. Поверхность нагревается до +70 градусов. Африку называют «черным континентом», из-за того, что там живут чернокожие жители.
- А теперь, ребята, наш путь лежит в Северную Америку. Найдите Северную Америку на карте.
- Следующая остановка в Южной Америке. Это самый влажный материк. Найдите у себя на карте этот материк.
- Ну и следующая остановка на самом маленьком и сухом материке - Австралии. Найдите у себя на карте этот материк. Здесь обитают самые необычные животные. С латыни название материка означает «Южный».
- А теперь наш путь лежит в Антарктиду – самый холодный материк.На карте она изображена и на западном полушарии, и на восточном. Найдите у себя на карте этот материк.
Находят на своих картах по аналогии с рассказом учителя материки. Закрепляют понятие «материк».
Находят и показывают океаны.
7 минут

7. Закрепление новых знаний и умений.

Вернёмся к нашим маршрутам. Теперь вы сможете рассказать более подробно о вашем маршруте? Приготовьте свои рассказы.

– Сделайте вывод: для чего надо знать карту, материки и океаны?
1 группа.
Мы пересекли 4 океана: Атлантический, Тихий, Индийский, Северо-Ледовитый

2 группа.
Мы пересекли 6 материков:: Южную Америку, Африку, Австралию: Северную Америку, Евразию, Антарктиду

Это позволяет путешествовать по карте, легко находить места интересующих тебя событий
5 минут

8. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Программа Classroom Management

– Ребята, а скажите, могут ли животные китенок и лисенок путешествовать вместе?

1.Получите творческое задание – работа в группах
Задание для первой группы.
- Расположите материки по площади, начиная с наибольшего

Задание для второй группы
- Расположите океаны по площади, начиная с наименьшего.
-Нет. У них разная среда обитания. Один может путешествовать только по материкам, другой по водоемам.
Дети выполняют задания, отправляют ответы сообщением преподавателю
5 минут

9. Обобщение усвоенного.

Программа управления классом Classroom Management
Модель Земли - ___________ .
На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ________________.
На земном шаре _____ океана и _______ материков.
Планета Земля наш общий дом и её надо __________!
Учитель передает с помощью программы (передача файлов) задание для каждой группы, дети каждой подбирают подходящие по смыслу слова: ГЛОБУС, ВОДА, СУША, ЧЕТЫРЕ, ШЕСТЬ, БЕРЕЧЬ, ЛЮБИТЬ, вставляют их и отправляют учителю.
5 минут

«Я»-
«Мы»-
«Дело»-
Реализуют рефлексивный алгоритм:
«Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой),
«МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении),
«ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы)
3 минуты

Как устроена поверхность Земли
Энциклопедическая справка
Большая часть поверхности Земли покрыта водой. Суша распределена очень неравномерно, её отдельные массивы разобщены широкими морскими и океаническими пространствами.
Такое распределение суши и моря оказывает большое влияние на движение воздушных масс, морские течения и в целом на климат Земли.
Материки объединяют в две группы. Южную группу составляют Африка, Австралия и Южная Америка. Многие географы включают в эту группу и Ан¬тарктиду, которая, как и все уже названные, входила в состав Гондваны. В северную группу входят Северная Америка и Евразия. Северные материки протянулись от жаркого пояса освещённости до полярного, а южные большей частью расположены в жарком поясе.
Каждый материк имеет свои особенности, отличающие его от других. Двух одинаковых материков нет. Евразия – самый большой по площади материк с очень разнообразной природой, Северная Америка отличается большими контрастами в природе, Южная Америка – самый увлажнённый и «зелёный», Африка – самый жаркий, Австралия – самый сухой, Антарктида – самый холодный, покрытый льдом материк.
Часть света – это материк или часть материка с прилегающими к нему островами. Частей света, как и материков, шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия с Океанией и Антарктида.
Географическое положение определяется по отношению к экватору, тропи¬кам, полярным кругам, крупным географическим объектам.
Главное отличие нашей планеты – обилие океанов, составляющих единый Мировой океан. Первое деление океана на части провёл в 1650 году голландский географ Варений. Океанов на нашей планете пять. Южный океан омывает берега Антарктиды. Северную границу его проводят по условной линии схождения вод полярных и умеренных широт (между 50" и 60" ю. ш.).
В жизни планеты роль океана огромна. Океан – накопитель тепла на планете, что определяется замечательными свойствами воды. Поверхность океана поглощает гораздо больше тепла, чем поверхность суши. Океан поставляет в атмосферу влагу, питает осадками сушу. Во взаимодействии океана и суши особенно велика роль воздушных масс.
Огромную роль во взаимодействии океана и суши играют океанические течения. Они усиливают обмен теплом и влагой между ними. Течения от экватора к полюсам переносят значительно больше тепла, чем воздушные массы. Мировой круговорот воды обеспечивает поступление воды с океана на сушу. Эта вода стекает в реки, озёра, образует часть подземных вод, увлажняет почвы, обеспечивает жизнь различных организмов на суше. Таким образом, Мировой океан, взаимодействуя с сушей, определяет облик всей нашей планеты.

Изучение дополнительного материала по теме «Материки и океаны»
2 минуты

Технологическая карта разработа для проведения урока во втором классе, по теме "Материки и океаны" с целью формирования общего представления о нашей планете, материках и океанах; знакомства с понятием география и географическая карта; Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: 1. Проверить знания обучающихся о глобусе как модели Земли.2. Познакомить с новыми терминами «океан», «материк».
3. Дать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты.4. Продолжить формирование умений работы с глобусом и навыка устного составления рассказа. 5. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.
6. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру. Для проведения урока потребуется следующее оборудование:Мобильный класс, программа управления классом Classroom Management, интерактивная доска, мультимедийный проектор. В технологической карте указанны используемые интернет-ресурсы. Урок предполагает две формы работы: фронтальная и групповая, вид оценивания: самооценка.

Тема урока № 12

Отражение в конкретном содержании и этапность предъявления

Мотивированность

Возможность проверить

ЭВОЛЮЦИЯ ГРЕЧЕСКОГО РЕЛЬЕФА ОТ АРХАИКИ ДО ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ

Храм Афины в Селинунте

Храм Зевса в Олимпии

Метопы и ионический фриз Парфенона

    Рельеф как проявление высочайшего совершенства греческого искусства.

    Эволюция греческого рельефа от занимательной пестроты архаики к простым формам классики.

    Рельеф дорического храма в разные периоды развития греческой культуры: Храм Афины в Селинунте (архаика); Храм Зевса в Олимпии (период ранней классики); Метопы и ионический фриз Парфенона (высокая классика).

1. Профессиональная мобильность требует гуманитарных знаний.

2. Посмотреть современным взглядом на рельефы Древней Греции, с точки зрения эволюции греческой культуры.

3. Продолжить гармонический анализ мира чувственным способом, т.е. через искусство.

4. Продолжить поиски новых смыслов в хорошо знакомом.

- ведем диалоги;

- формулируем вопросы по теме урока, отвечаем на них;

- работаем с тестами;

- рисуем схемы в тетради;

- записываем определения;

- выполняем задания учебника и учителя;

- работаем с искусствоведческими текстами;

Технологическая карта урока № 12 - 10 класс

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

УУД

Дидактическая структура урока

Организационный момент

Обсуждают новое направление деятельности

Привлекает внимание к новому поисковому направлению деятельности. На каждом уроке МХК (или заранее) ищем «Самый интересный факт, связанный с искусством и изучаемой темой».

Поисковая работа «Самый интересный факт, связанный с греческим рельефом!»

Личностные – мотивировать интерес к изучаемой теме

Изучение нового материала

Отвечают на вопрос, что они знают о рельефе и его видах.

Знакомятся с

Приложением 1

Выполняют

Задание 1

Расставляет акценты

1.Особенность греческого рельефа - не в правдоподобии и передаче внешнего сходства, а в умении находить те формы и тот линейный ритм, которые предельно точно отражают суть сюжета и соответствуют архитектурному стилю.

2. Эволюция рельефа шла от занимательной пестроты архаики к простым формам классики, строгим и человечным.

АРХАИКА
Метопа храма Афины в Селинунте (
VI в. до н. э.) Потрясающее стилистическое созвучие рельефа и тяжеловесной архитектуры .

На метопе изображен Персей, который при поддержке Афины поражает горгону Медузу.

РАНЯЯ КЛАССИКА
Храм Зевса в Олимпии (начало
V века до н.э.)

Греки нашли более одухотворенные формы рельефа, взаимодействие которого с архитектурой стало легче и тоньше, т.к. дух рационализма преодолевал сопротивление материи и храм приобретал более сухие, четкие очертания. Каждый рельеф передает драматическое действие, и выражением его является простое движение, жест. Метопа храма Зевса в Олимпии украшена сценой предпоследнего подвига Геракла, связанного с обретением золотых яблок Гесперид – яблок вечной молодости.

ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА

Метопы Парфенона (? – ок. 431 г. до н.э.)

Уникальная способность греческого искусства найти точное движение и ритм линий, чтобы выявить внутреннюю закономерность сюжета и создать цельный образ. Это очевидно в рельефах метоп и ионического фриза Парфенона – творениях великого Фидия.

Задание 2

«Фидий»

Предметные – знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы:

Предметные

Закрепление нового материала

Обсуждают выполнение задания 2

Проводит мини-тестирование после выполнения заданий 1 и 2:

    Что нового привнес Фидий в рельеф?

    Какую идею выражал ионический фриз Парфенона?

    Как в облике Парфенона сочетаются строгие формы классики с декоративной красочностью архаики?

Контроль

Участвуют в мини-тестировании

Контролирует ход мини-тестирования

Формулируют два вопроса по теме и записывают их в тетрадь

Предметные

Знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы

Предметные

Закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ

Рефлексия

Обсуждают выполнения заданий и сам урок

Организует и направляет рефлексию, анализирует работу над заданиями

Метапредметные

Осуществлять рефлексию школьных способов и умений действовать

Коммуникативные

Выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.

Приложение 1

Рельеф - вид изобразительного искусства , один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона. Выполняется с применением сокращений в , обыкновенно рассматривается фронтально, чем отличается от круглой скульптуры. Фигурное или изображение выполняется на плоскости из камня, металла, с помощью , и . В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на , плитах). Виды рельефа:

    (низкий рельеф) - вид , выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.

    (высокий рельеф) - вид скульптуры, выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма.

    Контррельеф (против и «рельеф») - вид углублённого рельефа, представляющий собой « » барельефа. Применяется в и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и .

    Койланаглиф (или en creux (анкрё)) - вид углублённого рельефа, то есть вырезанный на плоскости контур. В основном применялся в архитектуре Древнего Египта.

Задание 1 «Виды рельефа»

Определите вид рельефа:

1.____________________

2.____________________

3.____________________

4.____________________



1 2 3 4

Задание 2

«Фидий»

    Прочтите текст.

    Найдите в тексте описание метоп фриза Парфенона.

    Запишите найденную информацию в тетрадь.

Фидий (ок. - ок. ) - и , один из величайших художников периода высокой классики. Друг . Фидий - один из лучших представителей классического стиля, и о его значении достаточно сказать, что он считается основоположником европейского искусства. Фидий и возглавляемая им аттическая школа скульптуры (2-й пол. 5 в. до н. э.) занимали ведущее место в искусстве высокой классики. Это направление наиболее полно и последовательно выражало передовые художественные идеи эпохи. Так было создано искусство, «синтезирующее всё то прогрессивное, что несли в себе работы ионических, дорических и аттических мастеров ранней классики до Мирона и Пэония включительно» . Отмечают огромное мастерство Фидия в трактовке одежды, в котором он превосходит и Мирона, и Поликлета. Одежда его статуй не скрывает тело: не рабски ему подчинена и не служит его обнажению. Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее, слава его был а колоссальной:

    Одно из . Фидий работал над статуей Зевса вместе с учеником и братом Паненом.

    « » - гигантское изображение богини , замахивающейся копьем, на афинском . Воздвигнута ок. в память побед над персами. Её высота достигала 60 футов и возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом. Литье из бронзы. Не сохранилась.

    « » . Была установлена в афинском , внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Афины), золото (одежда), слоновая кость (руки, лицо), украшенная мелкими драгоценными камнями.

    Скульптурное оформление ( Парфенона, проч.) было выполнено под его руководством

Скульптурная отделка Парфенона, как отмечает велась под руководством великого мастера и при его непосредственном участии. Эта работа делится на четыре части: внешнего () . Они были соединены тематически по сторонам здания. На юге изображалась битва ».

«Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям»,

картина Лоуренса Альма-Тадемы, 1868 Перикл – афинский стратег (ок. 494 г. до н.э – 429 г до н.э.) Фидий – древнегреческий скульптор, архитектор

Как пишет Плутарх в своей «Жизни Перикла» , Фидий был главным советником и помощником в осуществлении масштабной реконструкции в Афинах и придании ему нынешнего облика в стиле высокой классики. Несмотря на это, во взаимоотношениях с согражданами Фидия преследовали неприятности (ок. 432-431 до н. э.). Его начали обвинять в утайке золота, из которого был сделан плащ Афины Парфенос. Но художник оправдался очень просто: золото было снято с основы и взвешено, недостачи не было обнаружено. Следующее обвинение повлекло гораздо большие проблемы. Его обвинили в оскорблении божества: на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил свой и периклов профиль (подробнее об изображении см. ) . Скульптора бросили в тюрьму, где он скончался, либо от яда, либо от лишений и горя. По иным данным, скончался в изгнании в . Плутарх пишет: «Так как он был другом Перикла и пользовался у него большим авторитетом, у него было много личных врагов и завистников. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сделать донос на Фидия и обвинить его в воровстве. Над Фидием тяготела зависть к славе его произведений… При разборе его дела в Народном собрании улик в воровстве не оказалось. Но Фидий был отправлен в тюрьму и там умер от болезни».

В честь Фидия назван на .

Парфенон наиболее известный памятник античной архитектуры, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице Построен в до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы.


Дельфы, расположившиеся на южных склонах горы Парнас, на высоте 570 м над уровнем моря самое знаменитое из священных мест древней Эллады, славился в античном мире своим храмом Аполлона Приблизительно в 1400 году до н.э. Дельфы были святилищем богини Земли Геи. Расцвет святилища пришелся на VII-VI века до н.э.


К северу от мексиканской столицы, у отрогов горной цепи Восточная Сьерра- Мадре, находится Теотиуакан. В период с 1 по 250 гг. н.э. центр Теотиуакана был построен полностью, включая пирамиды Солнца и Луны, и "Дорогу Мёртвых". Город был покинут за 700 лет до появления ацтеков в XV веке


ЭРЕХТЕЙОН, памятник древнегреческой архитектуры, выполненный неизвестным автором (421–415 и 409–406 до н.э.)и отличается подчёркнуто асимметричной композицией, тонкой красотой двух ионических портиков и портика кариатид.. Эрехтейон был центральным храмом, посвященным культу богини Афины.


В ста двадцати километрах от столицы Республики Шри Ланка - Коломбо - находится древний город Канди, сохранявшего свою независимость до 1815 года. Канди в переводе означает "гора", а местное название города Маха Нувара - Великий город. В конце XVI века (1590 г), когда португальцы захватили юго-западное и северное побережья острова, сингальские правители ушли в горы и основали государство со столицей в Канди. В течение 225 лет государство было независимо и только в 1815 году Англичане сумели захватить город. В центре города искусственное озеро, творение последнего короля Канди. На берегу озера находится Далада Малигава - Храм Священного Зуба Будды. С 311 г, когда Зуб появился на острове в волосах принцессы Хемамалы, реликвия стала символом суверенитета.




Храм Гроба Господня в Иерусалиме - священный центр христианства, религии, за две тысячи лет распространившейся по всей планете и объединяющей сегодня около трети населения Земли. Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, сооружен на месте, где завершился земной путь Христа, а затем и где разыгрались события, связанные с его распятием, погребением и воскресением. Храм Гроба Господня включает в себя около сорока различных зданий. В состав храма включена гора Голгофа, на которой был распят Спаситель, и пещера Гроба Господня. Под всем зданием храма имеются подземные ходы. Сегодня разными частями храма владеют разные христианские конфессии: православная, католическая, армянская, коптская, сирийская и эфиопская. За свою многовековую историю храм Гроба Господня трижды полностью разрушался и восстанавливался заново.

Особенно много дорических храмов было построено в первой половине VI века до н. э. в другом крупном городе Великой Греции — Селинунте, основанном в VII веке до н. э. на южном берегу Сицилии мегарянами. Город быстро вырос, его первоначальная территория между устьями двух рек скоро оказалась недостаточной, и постройка храмов была перенесена на прибрежное плато к востоку от нее (рис. 33, 34).

Внутри акрополя старого города стояло пять храмов, остатки которых условно обозначаются буквами О, А, В, С и D.

В черте нового города находились храмы Ε (R), F (S), G (Τ).

Храм «С» . Наиболее древний из храмов Селинунта — храм «С», сооруженный между 580 и 570 годами до н. э. (рис. 35—38). Это был периптер, с числом колонн 6 x 17. Размеры стилобата равнялись 23,93 x 63,76 м. Узкая, вытянутая целла (10,48 x 41,63 м) была отодвинута назад в пределах колоннады на три интерколумния, а образовавшееся пространство заполнено вторым рядом колонн, как и в храме на о. Ортигии. Пронаос не имел обычных колонн между антами; входом служил простой проем в передней стене. Пол внутреннего помещения храма был приподнят над стилобатом, который с боковых и задних сторон не имел лестниц. Лишь ко входу в храм вела девятиступенная лестница. Позади к целле примыкал адитон. Материалом для стен служил местный известняк, оштукатуренный снаружи.

Колонны храма «С» очень тяжелые, приземистые; их высота — 4,5 D. Это самые тяжелые по пропорциям колонны из всех храмов Селинунта. Их монолитные стволы имели утонение, но были лишены энтазиса.

Число каннелюр у большинства — 16, у некоторых — 20. Капитель состояла из широкого абака и довольно упругого эхина, украшенного четырьмя ремешками. Шейка подчеркнута тремя врезами. Расстановка колонн — очень тесная; интерколумнии едва превышали диаметр колонн (от 1,13 до 1,3 D) и по главному фасаду уменьшались от середины к углам. На боковых сторонах храма колонны тоньше, чем на торцовых (4,8- D), но угловые колонны слегка утолщены.

Антаблемент храма — очень тяжелый (0,5 высоты колонны; рис. 36). Фронтон имел небольшой подъем (1:8,14). Метопы, равные по ширине триглифам, имеют форму вытянутых по вертикали прямоугольников. Часть метоп была украшена рельефами (рис. 37, 38). Мутулы над ними вдвое уже, чем над триглифами, и имеют только по три капли в ряд. Поле метоп сильно углублено и украшено рельефами архаического характера. Сохранились следы раскраски: поле метоп красным.

Карниз фронтона, увенчанный терракотовой симой, с прихотливым зубчатым орнаментом из пальметт, имел переломы над угловыми триглифами и переходил в горизонтальный отрезок. Таким образом, основание фронтона было уже фасада; такой прием несколько позднее был повторен в храме Деметры в Посейдонии.

Формы и строительная техника в храме «С» характерны для переходного этапа ранних каменных памятников дорики. Формы и пропорции, повторявшие в камне традиции деревянного зодчества, были оставлены, однако новые, более свойственные камню формы еще не вполне найдены. Зодчий излишне утяжелил пропорции. Ряд архитектурных элементов остался недоработанным. Таковы изломы карниза, отсутствие энтазиса у монолитных стволов колонн, форма шейки их капителей в виде западающей скоции.

Храм «D» . Стоящий рядом с храмом «С» храм « D » сооружен несколько позднее — около 560 года до н. э. (табл. 8). Он имел более обычные для сложившейся дорики очертания и пропорции плана. Количество колонн 6 x 13 — число, ставшее впоследствии каноническим в эллинском зодчестве. Размер по стилобату составлял 23,53 x 55,96 м. Его внутреннее помещение, нормально расположенное внутри колоннады, состояло из пронаоса, целлы и адитона. Анты пронаоса заканчивались трехчетвертными колоннами.

Как и все сооружения Селинунта, храм долгое время лежал в развалинах. Лишь при реставрационных работах, производившихся в двадцатых годах нашего века, пятнадцать колонн было поднято и водружено на места. Пропорции их тяжелые, приземистые. При высоте в 7,35 м они имеют нижний диаметр в 1,67 м на торцовых сторонах (что дает соотношение H = 4,4 D) и несколько менее на боковых. Часть колонн имеет монолитный ствол, утонение его довольно значительно — верхний диаметр составляет около 1,15 м. Энтазис отсутствует. Интерколумнии довольно широки—1,67 D. Антаблемент очень грузный (0,55 высоты колонны), с массивным карнизом. Фронтон несколько выше, чем в храме «С» (1: 7,33). Как и в храме «С», капитель имеет широкий абак, но форма эхина — более приплюснутая, линии его вялые (рис. 39). Из портика в пронаос и из целлы в адитон вели небольшие лестницы. По сравнению с храмом «С» площадь внутренних помещений возросла, однако расстояние между стенами и наружной колоннадой оставалось еще значительным. Храм «D» построен также из местного известняка и оштукатурен.

Наиболее своеобразной чертой храма «D» является несоответствие между относительно широкими интерколумниями, сохраняющими традиции деревянного зодчества, и тяжелыми пропорциями колонн и антаблемента, более свойственных каменному зодчеству.

Храм «F» (или «S») . Одновременно с храмом «D» или несколько позднее (560—540 годы до н. э.) был построен храм «F» (или «S»), план которого во многом напоминает два предыдущих памятника. С восточной стороны в храме «F» имелся второй ряд колонн, как и в храме «С», но расположенный ближе к наосу.

Разнообразие плановых решений храмов Великой Греции объясняется, по-видимому, тем, что их наосы (в отличие от храмов метрополии) не повторяли формы простейших храмовых построек (храм в антах, простиль) и поэтому менее четко связывались с наружной колоннадой.

Между колоннами птерона была возведена тонкая каменная стена, доходившая до половины их высоты и обработанная плоскими лопатками и горизонтальными тягами, напоминавшими о каркасных деревянных перегородках (рис. 40, 41).

Храм «G» (или «Т») . Храм Аполлона «G» (или «Т») на территории нового города в Селинунте — один из самых больших храмов Греции. Его размеры (50,1 х 110,36 м по стилобату) немного уступают размерам ранних ионических храмов Артемиды в Эфеce и Геры на о. Самосе, а также дорического храма V века до н. э. в Акраганте, называемого «Храмом гигантов». Постройка храма «G» («Т») была начата в 540 году до н. э. и продолжалась после перерыва в 480—470 годах до н. э. Вследствие изменившихся требований три достройке западной части храма в V веке на фундаментах, заложенных для типичного в Сицилии адитона, были возведены две колонны антового описфодома, а вместо адитона для религиозных нужд построили внутри среднего корабля целлы небольшое, замкнутое с трех сторон помещение. Все еще не законченный, он был разрушен карфагенянами в 409 году до н. э. Большинство колонн храма остались неканнелированными.

Число колонн птерона 8 х 17. Ширина портиков храма составляет два интерколумния, так что храм может быть назван псевдодиптером (рис. 42).

Внутреннее помещение в храме «G» («Т») отодвинуто назад от переднего ряда колонн еще больше, чем в храме «С»,—на четыре интерколумния, образовавшееся пространство занято здесь не вторым рядом колонн, а вынесенными вперед колоннами пронаоса, огражденного, таким образом, антами и шестью колоннами (4+2). Аналогичное простильное решение мы увидим далее в храме Деметры в Посейдонии.

Целла храма разделена двумя рядами колонн на три нефа, которым соответствуют три входных проема в ее передней стене.

Высота колонн наружного портика составляет 16,27 м. Пропорции их различны в восточной и западной частях колоннады (рис. 43, 44). Более ранние колонны восточной части и северной стороны сохраняют стройные пропорции, более близкие деревянному зодчеству (D = 2,60 м, H = 6,25 D). Колонны западного фасада и описфодома — наиболее поздние, значительно толще (D = 3,50 м, H = = 4,64 D) и стоят более тесно (рис. 44). Капители также различны: у более ранних — расплющенный эхин с глубокой выемкой у его основания и тонкий абак с большим выносом, а более поздние имеют уже более упругую форму. Все колонны состоят из барабанов и имеют по 20 каннелюр.

Отношение между высотой антаблемента и колонн составляет 1: 2,44, близкое к отношениям, характерным дли храмов начала V века до н. э,

В общем большой храм Селинунта, отражая несколько стадий строительства, отделенных друг от друга по времени на 50—70 лет, дает смешение архитектурных форм ранней и развитой архаики.

Один из самых ранних- храмов Запада – храм С в Селинунте, ок. 540 г. до н.э., находившийся в большой группе зданий, выстроенных на акрополе города в дорийском ордере. Он имел по-архаически вытянутый план (целла без колонн), который обрамляла еще более узкая и длинная колоннада (6 х 145 м). Вход с востока усиленно акцентировал двойной ряд колонн и лестница из восьми ступеней (на боковых сторонах - по четыре; это традиционное для Южной Италии решение). Колонны разного диаметра, но внутри пропорции уже приведены к гармонии: адитон и пронаос почти равны по величине. Облик храма отличался особой экспрессией: колонны имели более стройные пропорции, чем в прежних храмах, с более развитыми капителями, несомая ими часть исключительно декоративна и нарядна. На фасаде – десять метоп в высоком рельефе изображали космогонические мифы: Персея и Медузу, Аполлона на квадриге, Геракла и керкопов. Все метопы снизу и сверху имели плоские каменные выступы, как бы удерживающие изображение в своих границах. Декор хорошо сочетался с архитектурной конструкцией, но внутренне не был с ней связан – он выглядел как наложенная сверху аппликация. Длинные стороны храма были украшены терракотовым поясом, фронтон же был скульптурным – он заключал в себе изображение Горгоны.

Группа зданий архаического времени сохранилась и в Посейдонии (Пестум). В Великой Греции ветшавшие храмы не сносились, как на Балканах, а новые строились рядом. Так они стоят и теперь в устье Селы – в дикой, почти не тронутой цивилизацией местности, среди болотистых равнин и лугов; выжженная земля создает мягкий тон для серовато-желтого известняка, а редкая зелень деревьев и цветущих кустов на фоне бездонного неба говорит о преходящем и вечном.

20. Храм Геры I в Посейдонии (Пестум).

Среди зданий Посейдонии наиболее замечателен храм Геры I, ранее именовавшийся «Базиликой», ок. 540 г. до н.э., построенный из розового туфа. Утрачена только кровля и декор антаблемента. Мощный ряд плотных колонн, стоящих на трехступенчатом стилобате, создает удивительный ритм, звучащий как суровая музыка, как торжественный ритм дорийского лада. Каннелированные стволы с резкой курватурой (дугообразно утончаются кверху) сложены каждый из пяти-семи блоков камня. Они венчаются крупными абаками, лежащими на очень плоских эхинах.

Казалось бы, храм построен традиционно для дорийского типа: это большое прямоугольное здание (9 х 8 колонн) со входом с восточной стороны (западный торец глухой), с далеко отстоящими от стен, как то было принято в Южной Италии, колоннами. Интерьер делился на три обычные части: пронаос – наос – опистодом, из которых наос был разделен восемью колоннами на два нефа. Для храма поздней архаики, да еще такого монументального, это очень редкая черта, причем крайние колонны, как в олимпийском Герайоне, примыкают к торцовым стенам целлы. Следовательно, нечетное число колонн (девять) в зажатом «антами» портике приводило к тому, что центрального входа в храм быть не могло: по оси стояла колонна, как то было в храмах VIII в. до н.э., - Геры на Самосе и Аполлона в Фермосе (храм С). Более того, обособленность, разделенность нефов была отмечена наличием у них самостоятельных входов из пронаоса – торжественных, снабженных ступенями. Еще одна неординарная черта – увеличенный размер предпоследнего интерколумния, между шестой и седьмой колоннами. Возможно, там стояла культовая статуя. Строго линейный путь нарушался лишь в северном нефе, из которого открывался вход в опистодом, - туда можно было пройти, как прежде в адитон, а затем, совершив этот маленький круг, покинуть храм. Причины столь жесткого разделения двух нефов, с подчеркнутым приоритетом одного (северного), не ясны.

По замечаниям исследователей, пропорции здания (24,5 х 54,34 м) целиком укладываются в понятие симметрии, разработанной ранними архитекторами и основанной на соотношении целых чисел. Так, вся целла имеет соотношение сторон 2:7, без пронаоса и опистодома 2:5, общий же план здания имеет соотношение 4:9, которое повторится в V в. до н.э. в Парфеноне. Длина стилобата – 100 ионийских локтей – отражает магию числа «100» (вспомним греческие «стофутовые» храмы – гекатомпедоны). В этих пропорциях здания усматривают влияние религиозного мыслителя Пифагора.

Рядом, перпендикулярно к описанному храму, уже в эпоху классики (460-440 гг. до н.э.) был выстроен храм Геры II, у которого даже сохранился фронтон.

Южноиталийское зодчество, расцветшее в это время пышным цветом, приобрело несколько отличный от метрополии облик: здесь храмы часто окружались узкими вытянутыми колоннадами; скрывая собой гораздо более короткие и компактные целлы: т.е. колоннада сохраняла абрис архаического типа, а целла следовала уже новому варианту конструкции. Кроме того, колоннада часто сильно отодвигалась от стен храма, образуя широкие портики, больше похожие на галереи и веранды для прогулок; они придавали италийским храмам несколько расширенный вид, напоминавший диптеры, но без внутреннего ряда колонн в птероме.

В южноиталийском ордерном зодчестве встречаются разные решения проблемы культового здания. Так, вариант, напоминающий древние минойско-микенские формы, представляет храм Геры на реке Силарис в Посейдонии, ок.540 г. до н.э. Здесь при большом храме (8 х 16) имеется другой, маленький – «в антах», с четырьмя колоннами на фасаде. Объект поклонения в большом здании находился в центре целлы; в стене против входа был проем, через который входили в опистодом с глухой задней стенкой. Комбинация двух сакральных зданий напоминала о древней антитезе великого и малого, смерти и жизни. Если близость построек определялась их функциональной и смысловой связью, то в большом храме могли совершать ритуалы смерти бога, а в малом – возрождения. Такая концепция была известна в минойско-микенском мире: сосуществование большого и малого дворцов (как, например, в Кноссе), большой гробницы с малой камерой-ответвлением (микенские толосы Атрея, Клитемнестры, толос в Орхомене).

В этом ряду огромный храм G, или храм Аполлона, в Селинунте выдается своим неординарным замыслом. Наряду с традиционными чертами: вытянутый прямоугольный план, восточный вход, тройное деление внутреннего пространства на пронаос, наос и опистодом, а также три нефа, разделенных десятью парами колонн, - у него есть и специфические. Опистодом в Аполлонионе отрезан от целлы и имеет самостоятельный западный вход. Появился намек на вторую целлу, которая пока представляла «заднюю комнату»; впоследствии она разовьется в самостоятельную часть интерьера. Кроме того, трехнефная целла замыкалась перед торцевой стеной, образуя обход вокруг храмовой статуи. Так возникла отчетливая идея кругового обхода статуи божества, которая раньше едва просматривалась. И, кроме того, в боковые нефы из пронаоса можно было попасть через особые входы. Это тоже важное новшество (оно отмечалось выше в неординарном храме Геры I в Посейдонии), близкое к концепции трехнефных храмов этрусков; боковые части обособлялись от главной, оставаясь связанными с ней все той же идеей обхода.

Агригент – многоцветный, благоуханный уголок Сицилии, омываемый лучами солнца и ласкаемый легкими ветерками, должен был казаться поселенцам с Родоса и Крита раем, и, вдохновленные такой красотой, они повели себя соотверственно, построив храмы, которые словно бросали вызов богам своим величием и высокомерно смотрели вниз, на мир простых смертных.

Храм, посвященный Зевсу Олимпийскому и построенный в ознам енгваонивние побуды над карфагенянами в битве при Химере (480-479 гг. до н.э.), составляет главный предмет гордости агригенцев. Его огромные полуколонны, перемежавшиеся со статуями атлантов, создавали впечатиление, что несут на себье вес всей конструкции, подобно Атланту, приговоренному Зевсом за посомощь тиатанм держать на своих плечах весь мир. На пространстве храма могло поместиться 42 тыс. человек, во время осады войском карфагенян в 406 г. до н.э. все население города укрывалочсь в этом храме.

Семь дорических храмов, окружающих священное место, были построены из туфа с золотистыми прожимлками и первоначально покрыты слоем яркой полихромной штукатурки. Все они обращены фасадом на восток- так. Чорлобы вход и фигуры богов, стоящие перед ним, освещзались лучами восходящего солнца – симвла жизни. Из этих храмов лучше всего сохранился Храм Согласия. Его каннелированные колонны достигают 22 футов в высоту и немного наклонены внутрь. Построен в 5 в. до н.э.

Несколько позже, в конце VI в. до н.э., был выстроен небольшой храм Афины в Посейдонии, считавшийся ранее храмом Цереры (14,54 х 32,88 м). У него уже была более современная структура, с четным числом опор на торцах (6 х 13 колонн); пропорции наоса очень просты – 1:2. Внутренняя организация пространства, с четырьмя колоннами пронаоса, выдает уже чисто ионийские черты. У наоса нет ни опистодома, ни сокровищницы, зато устроен очень широкий вход, отмеченный двумя колоннами, при котором имеются два лестничных марша, ведущих в верхние части здания (один наверх, другой вниз) – восточная черта, появившаяся теперь в храмах Агригента. В святилищах Сирии и Ливана есть гипетральные храмы, с проемом в крыше и лестницами, ведущими на неё или на устроенные там открытые террасы, предназначенные, как считают, для огненных ритуалов; такие лестницы, более поздние по времени, были открыты в Баальбеке и Пальмире. Из этого следует, что открытая кровля понимается как площадка, а сам храм – как субструкция для нее. Путь снизу наверх – тоже восточная идея, реализованная в зданиях типа шумерских зиккуратов.

У храма Афины сохранился фронтон, стоящий на высоком антаблементе, с дорийскими триглифами и метопами и с очень широким выносом карниза. Только здесь реально ощущается, сколь мощный груз давил на колоннаду и каким образом, путем чисто эстетического выражения тектоники масс и распределения их в пространстве, преодолевалась тяжесть «небосвода».

Храм Афины в Посейдонии?

Попытки сочетать дорийский ордер с ионийским предпринимались в Греции неоднократно. Данный случай – первый; самый же известный опыт такого синтеза даст Иктин, один из создателей Парфенона, в загадочном храме Аполлона в Бассах.

Древнейшим дорийским храмом метрополии считался храм Геры в Олимпии, построенный до 600 г. до н.э. Он стоял в северо-западном углу священного участка по имени Альтис («Роща»), против восточного холма Кроноса. Храм Геры – уже классический перистиль (длиной 49 м и шириной 17 м) – вытянутый в длину, ориентированный по сторонам света, с двумя обособленными входами, с востока и запада, без западной апсиды, которая теперь отмирает. Восточный вход, уже «правильный», с четным числом колонн по фасаду и, соответственно, без древней центральной колонны, загораживавшей вход, вел в целлу, а западный – в очень неглубокий опистодом, но, тем не менее, появление второго входа (и второго фасада) глубоко симптоматично для Греции. Интерьер олимпийского храма выглядел необычно для рядового перистильного здания. Он был разбит перпендикулярно выходящими из боковых стен перемычками (к каждой из которых была приставлена колонна) на компартименты – по четыре больших с каждой стороны, а у торцевой стены они образовывали общее неглубокое пространство, в котором, очевидно, и стояла культовая статуя богини. Перемычки гораздо более выразительно, чем выступы в самосском храме, делили пространство на ячейки – как бы внутренние капеллы, храмики, каждый из которых мог иметь индивидуальную предназначенность и, движение по которым, напоминало «ныряние» из одной пространственной зоны в другую. Тем самым путь к цели в храме Геры действительно напоминал плавание бога солнца в лоне праматеринского хаоса.

Космос в Олимпии символизировало священное дерево. В исторические времена им была олива, о которой, однако, не сохранилось столь достоверных сведений, как об акропольской; известно лишь, что её принес сюда Геракл из Гиперборейской страны. Может быть, до оливы здесь почитался белый тополь, потому что на главном алтаре разжигали огонь дровами из этого дерева, для чего существовал специальный священнослужитель. Во всяком случае, о почитании дерева говорит уважительное отношение к древним колоннам храма (6 х 16). Первично все деревянные, они постепенно заменялись каменными, так что Павсаний во II в. еще застал одну уцелевшую колонну из дерева. Подобный феномен любопытен для истории развития античного ордера. Вытеснение дерева камнем шаг за шагом, век за веком преображало облик древних святынь и обусловливало сосуществование в них разных идей, разных материалов и форм; древнейшие здания греков типа храма Геры в Олимпии могли позволить себе быть «нехудожественными» и «архаичными». Материалы храма так же были символичны: стены храма, сложенные из кирпича-сырца, стояли на каменном цоколе, колонны первоначально деревянные, постепенно вытеснялись каменными, перекрытие было из дерева, крыша выстлана глиняной черепицей и украшена большими (2,25 м в диаметре) акротериями из терракоты.

Древнее деление целлы на два нефа вытеснило новое – трехнефное. Вместе с тем принцип двоичности (расчленения хаоса на двух творцов) перешел на структурный уровень: целла стала делиться надвое поперечно.

Аналогичный феномен в законченном виде отмечен в храме Афины Полиады на Афинском Акрополе, именуемом Гекатомпедоном – Стофутовым. «Стофутовые» храмы типичны для греческой архаики – 100 футов было своего рода модульной мерой для «идеального» храма. Уже сильно сокращенный в длину (6 х 12 колонн), он был разделен поперечной стенкой на две равноценные части, посвященные двум супругам-богам. Восточная уделялась Афине, западная – Посейдону. В первую входили через восточный портик; перед посетителем открывался короткий трехнефный зал (3 х 2 колонны). Возможно, здесь стояла культовая статуя сидящей Афины с горгонейоном на груди, которой прежде, до строительства Парфенона, дарили новый пеплос на празднике Великих Панафиней. Западный вход вел в глубокий опистодом, из которого открывались два других входа в двойной адитон. Почему там были две ритуальные комнаты? Для Эрехтея и Кекропса, древнейших царей Аттики, почитавшихся на Акрополе и в классическое время? Или для других ритуальных фигур? Любопытно, что «мужская» часть выстроена, как и в храме Аполлона в Коринфе, по типу пути, а «женская» - по типу минойской эпифании, о которой шла речь выше в связи с моделью святилища из Арханеса: подошел к храму, открыл дверь и остолбенел – при чуде явления богини.

Храм Афины Афайи на острове Эгина. Ок.500-480 гг.до н.э.

Завершает линию развития дорийский храм Афины Афайи на острове Эгина. Он посвящен богине, эпиклеза которой считается равноценной критской Диктинне – одной из ипостасей Владычицы. Храм небольшой, выстроенный из бледно-серого ракушечного известняка, который сверху покрыт штукатуркой: он стоит на особом каменном постаменте из четырех ступеней и ориентируется, как большинство греческих святынь, на море (Саронический залив). Членение внутреннего пространства традиционно: пронаос, наос и опистодом, выдержанные в хороших пропорциях (5 х 12 колонн). Здание гораздо легче более ранних дорийских и даже парит – в ярком свете на фоне зеленых пиний оно гармонично воспринимается в среде. Его колонны высокие и тонкие, по пропорциям приближаются к колоннам Парфенона (отношение диаметра к высоте: 5,32, в Парфеноне – 5,48). Причем пластика капителей согласуется с их архитектоникой (что уже исчезнет в Парфеноне).

Появляется важное новшество. Трехнефная целла, в которой стояла культовая статуя богини, имеет двухъярусную колоннаду: на колоннах первого яруса стоят небольшие колонны второго. Соответственно на верхнем ярусе имеются две небольшие галереи вдоль северной и южной стен для обхода. Гармоничный вид храм имел и снаружи, и внутри, «где культовая статуя была вплетена в арабеск колоннады». Возведение двухъярусных опор в столь маленьком здании наводит на мысль, что это сделано по соображениям ритуала. Культовая статуя божества, поначалу небольшая, деревянная, периодически, из года в год передававшаяся от одного жреца к другому, в доме которого она хранилась (такие статуи делал аргосец Агелад), к этому времени постепенно приобрела большой размер. Монументальная культовая статуя теперь стояла в центральном нефе, обрамленном по сторонам двухъярусными колоннадами. Снизу наверх ведут две лестницы, так что, прогуливаясь по небольшим верхним галереям, можно было рассматривать статую сверху. Прежде созерцание культовой статуи или совсем запрещалось (золотая статуя Аполлона в адитоне дельфийского храма), или позволялось с уровня пола, теперь же открывался путь для восхождения человека; попадая в статус небожителя, он мог лицезреть священные объекты сверху вниз. Причем если в южноиталийских храмах типа Аполлониона или храма Афины в Посейдонии люди поднимались наверх, тоже по двум лестницам, и происходило общение символического неба с реальным (кровля храма – небосвод), то в эгинском храме все это лишь искусственно воспроизведено. Эгинский храм не гипетральный и без плоской крыши: он моделирует классический образ мироздания с тремя его частями. Поэтому достижение уровня малой колоннады означало достижение небес. Впрочем, идея была уже давно заявлена архаической темой «введения на Олимп» воскресшего бога – Геракла, Гиакинфа, Гефеста.

Похожие публикации