Скачать презентацию на тему типология обществ. Типология обществ. Уровень социальной мобильности










Сфера общества Доиндуст- риальное Индуст- риальное Постиндуст- риальное Экономиче- ская Информация и сфера обслуживания Социальнаясословия ДуховнаяЗарождение научных знаний Заполните таблицу, в учебнике стр


Задание 1 Соотнесите типы обществ с их характерными чертами: 1)Традиционное 2) Индустриальное 3) Постиндустриальное А. Урбанизация общества, преобладание городского населения над сельским. Б. Возникновение капиталистического способа производства, бурное развитие производительных сил и священное право частной собственности. В. Устойчивое разграничение между социальными общностями (кастами, сословиями). Г. Повышение качества средств связи, компьютерная революция. Д. Преобладание традиций, норм, обычаев в регулировании общественных процессов.


Задание 2 О каком типе общества идет речь в следующих исторических примерах: А. Главным источником сведений о древневосточных культурах явились сотни тысяч надписей на глиняных табличках, камне и металле. Из-за клинообразной формы знаков употреблявшаяся в них письменность получила название «клинопись». Ключ к прочтению клинописных текстов удалось найти в 1802 г. немецкому учителю Г. Ф. Гротефенду.


Задание 2 О каком типе общества идет речь в следующих исторических примерах: Б. Низший слой вавилонского общества составляли рабы. Они работали на стройках города, в царском дворце, на полях, в домашнем хозяйстве. Во главе свободных граждан стоял царь со своими придворными, высшим чиновничеством и жречеством. Важные позиции в обществе занимало войско.


Задание 2 О каком типе общества идет речь в следующих исторических примерах: В. Известный русский ученый Н. Н. Миклухо-Маклай (1846–1888) провёл два с половиной года в Новой Гвинее, где изучал жизнь папуасов. В XIX веке папуасы жили деревнями, разделёнными на небольшие поселения, в особых хижинах на сваях. Они занимались собирательством, рыбной ловлей и охотой.


Задание 2 О каком типе общества идет речь в следующих исторических примерах: Г. С появлением на Земле человека разумного (homo sapiens) на смену человеческому стаду пришла родовая община. Её члены всё делали сообща: охотились, ловили рыбу, возводили жилища. То, что было добыто совместными усилиями, принадлежало всем и делилось поровну.


Задание 2 О каком типе общества идет речь в следующих исторических примерах: Д. В Риме даже бедные семьи полноправных граждан имели в услужении рабов. Процветали и множились те хозяйства, где применялась дешёвая сила многочисленных рабов. В городе рабы прислуживали в доме господина. В деревне рабы обрабатывали поля, оливковые рощи и виноградники. В 74 г. до н. э. рабы- гладиаторы под предводительством Спартака подняли мятеж, вылившийся в мощное восстание.


Задание 2 О каком типе общества идет речь в следующих исторических примерах: Е. К XI веку большинство мелких землевладельцев Западной Европы потеряли свою хозяйственную самостоятельность, превратившись в зависимых крестьян, выполнявших феодальные повинности (барщину и оброк) – обязанности, выполняемые за право пользования земельным участком, принадлежавшим феодалу, а также за защиту от врагов и судебные решения споров между крестьянами.


Задание 2 О каком типе общества идет речь в следующих исторических примерах: Ж. Вторая половина XIX в. – начало XX в. – период, который вошёл в историю как век «машинный», век «железный», эпоха стали, доменных печей, железнодорожных линий, связавших жителей континента от океана до океана; время, когда в небе появились первые самолеты и дирижабли, на водных просторах – пароходы. Это время зарождения большого бизнеса, банков и бирж, акционерных обществ. Это время, когда выходец из незнатной бедной семьи мог разбогатеть и занять высокое положение в обществе.


Задание 2 О каком типе общества идет речь в следующих исторических примерах: З. Это общество, в котором господствовало натуральное хозяйство, применялись примитивные орудия труда. Ведущим сектором экономики было сельское хозяйство. Основная часть населения проживала в деревне. Главными ценностями общества были религия, армия и власть (монарха). Это время, когда человек не мог существовать вне сословия или корпорации. Купцы объединялись в гильдии, ремесленники – в цехи, крестьян объединяла община, а положение феодалов зависело от места, которое они занимали на феодальной лестнице.


Задание 2 О каком типе общества идет речь в следующих исторических примерах: И. В этом обществе ведущее место играет информация, теоретические знания. Востребованными становятся такие профессии, как информатики, экономисты, бухгалтеры, юристы, ученые. Сфера обслуживания преобладает над аграрным и промышленным сектором, основанным на информационно-электронных системах.


Задание 2 О каком типе общества идет речь в следующих исторических примерах: К. Это время великих географических открытий, время возрождения гуманистических идеалов античной науки, технических изобретений, подготовивших существенные изменения в общественном укладе Европы. Это время появления фабрик, наёмного труда, роста городов, быстрой смены технических изобретений. Это время зарождения парламентаризма, борьбы за избирательные права.
Задание 4 Верны ли следующие утверждения? А. Постиндустриальное общество определяется как общество, в экономике которого приоритет переходит от преимущественного производства товаров к производству услуг, знаний, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни.






Домашнее задание Читать §3. Учить понятия: типология, доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. В Рабочей тетради: –На «4»: с, с –На «5»: с. 11 2, с

Что такое типология?О б щ е с т в а
тип
тип
типология
Определение типов
общества зависит
от сходных
признаков или
критериев.
О б щ е с т в а
тип
тип
типология
О б щ е с т в а
тип
тип
типология
Крите́рий - признак, основание,
мерило оценки чего-либо.

Типология обществ

Критерии выделения
типологии
Типы обществ
1 типология
2 типология
3 типология
4 типология
Время образования
обществ данного типа

Первая типология обществ

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:
Дописьменные
и письменные
Предметное письмо
Пиктографическое письмо
Иероглифическое письмо
Слоговое письмо
Алфавитное письмо
Письменность - графическая система записи
сведений, одна из форм существования человеческого языка

Вторая типология обществ

Простые и сложные
в простых обществах отсутствуют руководители



Вторая типология обществ

в простых обществах отсутствуют руководители
и подчиненные, богатые и бедные;
в сложных обществах существует несколько уровней
управления и несколько социальных слоев населения,
расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.

Третья типология обществ

Критерий - господствующий
вид производящей деятельности
- Охотников и собирателей
- Огородническое
- Скотоводов
- Земледельческое
- Индустриальное

Четвертая типология обществ

Критерий - формационный признак: способ производства, форма
собственности
Автор: К. Маркс XIX век
1. первобытное
общество,
2. рабовладельческое
общество,
3. феодальное
общество,
4. капиталистическое
общество.
Тип
формации
(строя)
Первобытное
общество
Классы
Владеющий
средствами
производства
Не
владеющий
средствами
производства
Бесклассовое общество
Рабовладение Рабовладельцы
Рабы
Феодализм
Феодалы
Зависимые
крестьяне
Капитализм
Буржуазия
Наемные
рабочие

Типология обществ

Критерии выделения
типологии
Типы обществ
Время образования
обществ данного типа
1 типология
Наличие письменности
-Дописьменные
-Письменные
40 тыс. лет назад
5 тыс. лет назад
2 типология
Число уровней управления и
степень социального
расслоения
-Простые
-Сложные
40 тыс. лет назад
5-6 тыс. лет. назад
3 типология
Способ производства
-Охотников и собирателей
- Огородническое
- Скотоводов
- Земледельческое
- Индустриальное
40 тыс. лет назад
10 тыс. лет назад
200 лет назад
4 типология
Способ производства
Форма собственности
-Первобытное
- Рабовладельческое
- Феодальное
- Капиталистическое
40 тыс. лет назад
5-6 тыс. лет. назад
200 лет назад

1 типология

Россия
XVII в
Россия
XIX в
2 типология
Россия
XVII в
Россия
XIX в

3 типология

Россия
XVII в
Россия
XIX в

4 типология

Россия
XVII в
Россия
XIX в

Линии
сравнения
1. Доиндустраильное
Основной
(традиционное
фактор
общество);
развития,
Доиндуст
рильное
Индустриа
льное
Постиндус
траильное
земля
капитал
знания
пища
промышлен
ные изделия
услуги
с/х
промышлен
ность
услуги
классы
социальные
слои,
профессион
альная
градация
производства
2. Индустриальное
общество;
Основной
продукт
производства
Занятия
населения
3.Постиндустриальное
Социальная
(информационное) структура
общество.
сословия

Доиндустриальное общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество (А.Тоффлер, Д.Белл)

Синтетическая модель типологии

1. Доиндустраильное
(традиционное
общество);
2. Индустриальное
общество;
3.Постиндустриальное
(информационное)
общество.

Синтетическая модель типологии

1. Доиндустраильное
(традиционное
общество);
2. Индустриальное
общество;
3.Постиндустриальное
(информационное)
общество.

Синтетическая модель типологии

Типы обществ, с которыми можно соотнести
Доиндустриальное
общество
Индустриальное общество
Постиндустриальное
общество

Реши тесты ГИА

1. Какой из названных признаков характеризует
традиционное общество:
1. господствующее положение церкви;
2. активное внедрение науки и техники в производство;
3. отделение церкви от государства;
4. светский характер культуры.

Реши тесты ГИА

2. Какой из признаков характеризует
индустриальное общество:
1. ведущая роль сельского хозяйства;
2. преобладание промышленности;
3. отсутствие разделения труда;
4. решающее значение сферы услуг.

Реши тесты ГИА

3. Для постиндустриального общества характерно
1. сословное деление общества;
2. натуральный характер хозяйства;
3. преобладающее развитие сферы услуг;
4. выделение торговли как особой сферы
деятельности.

2. развитие крупной машинной промышленности
3. преобладание ручного труда
4. средняя продолжительность жизни 40-50 лет
5. основа производства – знания, информация
6. широкое применение машинной техники
7. неграмотность большинства населения
8. основной вид экспорта – средства производства

9. основной вид экспорта – сырье
10. основной вид экспорта - интеллектуальные
продукты (программы, технологии, изобретения
и т. д.)
11. средняя продолжительность жизни – до 70 лет
12. ведущую роль играет сфера услуг, наука,
образование
13. средняя продолжительность жизни – свыше 70
лет
14. непрерывное образование граждан
15. решение задачи преодоления неграмотности
населения

Презентация по слайдам

Текст слайда: Вопросы для повторения? Дайте определение понятию «Природа». Как соотносится Природа и Общество. ? Узкий и широкий смысл понятия «Природа», их различия. ? Приведите примеры разных типов взаимодействия общества и природы. ? Что такое экологические программы, их задачи.


Текст слайда: Типология обществ Урок 3.


Текст слайда: Домашнее задание Учебник, § 3 читать; Выучить материал в тетрадях; Рабочие тетради, задания к § 3. Проблема, практикум после § 3.


Текст слайда: План 1 . Типы обществ. 2. Особенности хозяйства и образ жизни охотников, собирателей, зарождение производящего хозяйства. 3.Доинструальные, индустриальные и постиндустриальные общества.


Текст слайда: Что такое типология? Типология (от греч. tupoc – отпечаток, форма, образец и logoc – слово, учение) – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. В социологии сложилось несколько подходов к типологии обществ. Определение типов общества зависит от критерия. Крите рий - признак, основание, мерило оценки чего-либо.


Текст слайда: Типология обществ Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества: дописьменные и письменные Предметное письмо Пиктографическое письмо Иероглифическое письмо Слоговое письмо Алфавитное письмо Письменность - графическая система записи сведений, одна из форм существования человеческого языка


Текст слайда: Типология обществ Простые (архаические) и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации): в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные; в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.


Текст слайда: Типология обществ (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак) 1. первобытное общество, 2. рабовладельческое общество, 3. феодальное общество, 4. капиталистическое общество.


Текст слайда: Типология обществ (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития) Развитые общества, 2. Развивающиеся общества, 3. Отсталые общества (критерий господствующий вид производящей деятельности) Общество охотников и собирателей; 2. Огороднические общества; 3. Аграрные общества; 4. Промышленные общества

Слайд №10


Слайд №11


Текст слайда: Типология обществ 1. Традиционное общество; 2. Индустриальное общество; 3.Постиндустриальное (информационное) общество.

Слайд №12


Текст слайда: Типология обществ Закрытые и открытые общества Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией.

Слайд №13


Текст слайда: Реши тесты ГИА 1.Какой из названных признаков характеризует традиционное общество: господствующее положение церкви; активное внедрение науки и техники в производство; отделение церкви от государства; светский характер культуры. 2.Преобладание патриархального типа семьи характерно для: индустриального общества; традиционного общества; информационного общества; индустриального и информационного общества.

Слайд №14


Текст слайда: Реши тесты ГИА 3.Выберите верное суждение: 1. в традиционном обществе произошло отделение религиозных организаций от государства; 2. в традиционном обществе преобладал патриархальный тип семьи; 3. для традиционного общества характерен процесс компьютеризации промышленности; 4. в традиционном обществе преобладала светская культура. 4.Какой из признаков характеризует индустриальное общество: ведущая роль сельского хозяйства; преобладание промышленности; отсутствие разделения труда; решающее значение сферы услуг.

Слайд №15


Текст слайда: Реши тесты ГИА 5. При переходе от традиционного общества к индустриальному: личность стала подчиняться общине; происходит вытеснение религии из общественной жизни; возросла роль обычаев в общественной жизни; усилилось внеэкономическое принуждение к труду. 6. Для постиндустриального общества характерно: сословное деление общества; натуральный характер хозяйства; преобладающее развитие сферы услуг; выделение торговли как особой сферы деятельности.

Слайд №16


Текст слайда: Реши тесты ГИА 7. Основой постиндустриального общества являются: информация и знания; капитал и труд; знания и труд; земля и знания. 8. При переходе от индустриального к постиндустриальному обществу: 1. упрочилось преобладание сельского хозяйства; 2. усилились основные различия; 3. наука становится производительной силой общества; 4. усиливается роль религии.

Слайд №17


Текст слайда: Реши тесты ГИА 9.Для постиндустриального общества характерна ведущая роль: добывающей промышленности; перерабатывающей промышленности; сельского хозяйства; информационных технологий. 10. Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности характерны: только для традиционного общества; для традиционного и индустриального общества; только для индустриального общества; для индустриального, постиндустриального общества.

Cлайд 1

Cлайд 2

Типология Типология – несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями.

Cлайд 3

Cлайд 4

Cлайд 5

Признак – способ добывания пищи Общество охотников и собирателей Общество огородничества Общество скотоводов Земледельческое общество Индустриальное общество

Cлайд 6

Признаки: способ производства и форма собственности Первобытное общество Рабовладельческое общество Феодальное общество Капиталистическое общество Коммунистическое общество

Cлайд 7

Совокупность разных признаков Доиндустриальное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество

Cлайд 8

Cлайд 9

Задание 1 Соотнесите типы обществ с их характерными чертами: Традиционное 2) Индустриальное 3) Постиндустриальное А. Урбанизация общества, преобладание городского населения над сельским. Б. Возникновение капиталистического способа производства, бурное развитие производительных сил и священное право частной собственности. В. Устойчивое разграничение между социальными общностями (кастами, сословиями). Г. Повышение качества средств связи, компьютерная революция. Д. Преобладание традиций, норм, обычаев в регулировании общественных процессов.

Cлайд 10

Задание 2 О каком типе общества идет речь в следующих исторических примерах: А. Главным источником сведений о древневосточных культурах явились сотни тысяч надписей на глиняных табличках, камне и металле. Из-за клинообразной формы знаков употреблявшаяся в них письменность получила название «клинопись». Ключ к прочтению клинописных текстов удалось найти в 1802 г. немецкому учителю Г. Ф. Гротефенду.

Cлайд 11

Задание 2 О каком типе общества идет речь в следующих исторических примерах: Б. Низший слой вавилонского общества составляли рабы. Они работали на стройках города, в царском дворце, на полях, в домашнем хозяйстве. Во главе свободных граждан стоял царь со своими придворными, высшим чиновничеством и жречеством. Важные позиции в обществе занимало войско.

Cлайд 12

Задание 2 О каком типе общества идет речь в следующих исторических примерах: В. Известный русский ученый Н. Н. Миклухо-Маклай (1846–1888) провёл два с половиной года в Новой Гвинее, где изучал жизнь папуасов. В XIX веке папуасы жили деревнями, разделёнными на небольшие поселения, в особых хижинах на сваях. Они занимались собирательством, рыбной ловлей и охотой.

Cлайд 13

Задание 2 О каком типе общества идет речь в следующих исторических примерах: Г. С появлением на Земле человека разумного (homo sapiens) на смену человеческому стаду пришла родовая община. Её члены всё делали сообща: охотились, ловили рыбу, возводили жилища. То, что было добыто совместными усилиями, принадлежало всем и делилось поровну.

Cлайд 14

Задание 2 О каком типе общества идет речь в следующих исторических примерах: Д. В Риме даже бедные семьи полноправных граждан имели в услужении рабов. Процветали и множились те хозяйства, где применялась дешёвая сила многочисленных рабов. В городе рабы прислуживали в доме господина. В деревне рабы обрабатывали поля, оливковые рощи и виноградники. В 74 г. до н. э. рабы-гладиаторы под предводительством Спартака подняли мятеж, вылившийся в мощное восстание.

Cлайд 15

Задание 2 О каком типе общества идет речь в следующих исторических примерах: Е. К XI веку большинство мелких землевладельцев Западной Европы потеряли свою хозяйственную самостоятельность, превратившись в зависимых крестьян, выполнявших феодальные повинности (барщину и оброк) – обязанности, выполняемые за право пользования земельным участком, принадлежавшим феодалу, а также за защиту от врагов и судебные решения споров между крестьянами.

Cлайд 16

Задание 2 О каком типе общества идет речь в следующих исторических примерах: Ж. Вторая половина XIX в. – начало XX в. – период, который вошёл в историю как век «машинный», век «железный», эпоха стали, доменных печей, железнодорожных линий, связавших жителей континента от океана до океана; время, когда в небе появились первые самолеты и дирижабли, на водных просторах – пароходы. Это время зарождения большого бизнеса, банков и бирж, акционерных обществ. Это время, когда выходец из незнатной бедной семьи мог разбогатеть и занять высокое положение в обществе.

Cлайд 17

Задание 2 О каком типе общества идет речь в следующих исторических примерах: З. Это общество, в котором господствовало натуральное хозяйство, применялись примитивные орудия труда. Ведущим сектором экономики было сельское хозяйство. Основная часть населения проживала в деревне. Главными ценностями общества были религия, армия и власть (монарха). Это время, когда человек не мог существовать вне сословия или корпорации. Купцы объединялись в гильдии, ремесленники – в цехи, крестьян объединяла община, а положение феодалов зависело от места, которое они занимали на феодальной лестнице.

Cлайд 18

Задание 2 О каком типе общества идет речь в следующих исторических примерах: И. В этом обществе ведущее место играет информация, теоретические знания. Востребованными становятся такие профессии, как информатики, экономисты, бухгалтеры, юристы, ученые. Сфера обслуживания преобладает над аграрным и промышленным сектором, основанным на информационно-электронных системах.

Cлайд 19

Задание 2 О каком типе общества идет речь в следующих исторических примерах: К. Это время великих географических открытий, время возрождения гуманистических идеалов античной науки, технических изобретений, подготовивших существенные изменения в общественном укладе Европы. Это время появления фабрик, наёмного труда, роста городов, быстрой смены технических изобретений. Это время зарождения парламентаризма, борьбы за избирательные права.

Обществознание, 10 класс, профиль. Уроки № 27-29

Тема урока:

Типология обществ


Цели и задачи:

  • Объяснить понятия и термины: «традиционное общество», «индустриализация», «техногенная цивилизация», «постиндустриальное общество», «западное общество», «цивилизация восточного типа», «внеэкономическое принуждение», «теократия», «секуляризация», «социальный контракт»;
  • ознакомиться с типологией обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологического и социально-конкретного уровней;
  • развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • способствовать выработке гражданской позиции.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Заседание круглого стола

1. Традиционное общество.

2. Становление индустриального общества.

3. Индустриальное общество как техногенная цивилизация.

4. Современное общество в зеркале цивилизационного опыта.

5. Восток и Запад в диалоге культур.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Назовите причины многообразия современного мира

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Причины многообразия мира

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Этапы развития общества

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Группа 1, работая с п. 1 § 11-12, дает характеристику традиционному обществу.

Группа 2, работая с п. 2 § 11-12, дает характеристику индустриальному обществу.

Группа 3, работая с п. 3, 4 § 11-12, дает характеристику техногенной цивилизации.

Группа 4 , работая с п. 5 § 11-12 и дополнительным материалом, дает характеристику современной цивилизации.

План ответа

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


1-я группа

План ответа

1. Отношение представителей данного типа общества к природе.

2. Отношение представителей данного типа общества друг к другу.

3. Система ценностей и жизненных смыслов представителей данного типа общества.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Традиционное общество (аграрное, доиндустриальное).

  • сельское хозяйство, аграрная сфера (поэтому этот тип еще называют аграрное общество). В аграрном производстве занято большая часть населения.
  • Главное богатство – земля, скот, вода, которые в основном были собственностью общины.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


  • В производстве преобладает ручной труд.
  • Использование традиционных источников энергии – древесины, физической силы человека и скота .
  • Главные регуляторы общественной жизни – традиции и обычаи (поэтому этот тип и называют традиционное общество) .

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


  • Государство имеет форму монархии; отсутствие у людей прав и свобод; власть выше закона.
  • Господствует религия (она руко-водит всеми сферами общественной и личной жизни человека); большинство населения – неграмотные; преобладает устный фольклор.

На этой ступени развития се-годня находятся две трети обществ мира (большинство стран Аф-рики, Латинской Америки и Азии).

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Традиционное общество

Экономика

Высокая зависимость от природных условий; глав-ная отрасль – сельское хозяйство; натуральное хо-зяйство; общинно-государственная собственность; внеэкономическое принуждение экстенсивное производство

Политика

Абсолютная монархия; правовая незащищенность;

Социальная сфера

Духовная сфера

власть сильнее закона; подчинение общества государству

Кастовое или сословное деление, отсутствие социальной мобильности; патриархальная семья; коллективизм; социальные нормы – традиции и обычаи

Господство религии, низкий уровень образования, неграмотность населения

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Традиционное

общество

Постиндустриаль

Индустриаль

общество

общество

Модернизация

Глобализация

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Словарь:

Модернизация- переход от традиционного общества к индустриальному.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Причины модернизации:

  • Промышленный переворот
  • Реформация
  • Торговля на дальние расстояния

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


2-я группа

План ответа

1. Отношение представителей данного типа общества к природе.

2. Отношение представителей данного типа общества друг к другу.

3. Система ценностей и жизненных смыслов представителей данного типа общества.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Индустриальное общество.

  • Основной сферой производства является промышленность (индустрия), в которой занято большинство населения.
  • Широкое применение машин, станков, конвейера.
  • Преобладание городских жителей над сельскими, урба-низация (рост городов, расшире- ние доли городского населения).

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


  • Основные источники энергии – природные энергоносители: нефть, газ, каменный уголь.
  • капитал (деньги, акции, предприятия и др.).
  • Главные регуляторы общест-венной жизни – право, законы.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


  • Преобладание республиканской формы правления; провозглашение политических прав и свобод, равноправия граждан, демократии.
  • Массовая грамотность, развитие образования; распространение массовой культуры.

Сегодня к индустриально-му типу общества относят: Францию, Германию, Великобританию, Италию, Россию, Канаду, Швецию, Китай, Индию и др.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Индустриальное общество

Экономика

Развитая фабричная промышленность; интенсив-ные методы производства; автоматизация и меха-низация производства; конвейер; массовое произ-водство; частная собственность; урбанизация

Политика

Расширение прав и свобод; демократия; разделение властей; парламентаризм, политический плюрализм;

Социальная сфера

Классовое деление; высокий уровень социальной мобильности; партнерская семья; индивидуализм;

Духовная сфера

Рост образовательного уровня населения; зарожде-ние массовой культуры; превращение науки в непосредственную производительную силу; рационализация духовной жизни

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


3-я группа

План ответа

1. Отношение представителей данного типа общества к природе.

2. Отношение представителей данного типа общества друг к другу.

3. Система ценностей и жизненных смыслов представителей данного типа общества.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Д. Белл «Грядущее постиндустриальное общество»

Концепция общества конца XX столетия, выдвигающая на первый план снижение его зависимости от промышленного производства, возникновение новых отраслей сферы услуг и акцент на роли знания в производстве, потреблении и досуге.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Информационная революция

  • Возникает единая система, включающая СМИ, Интернет. Создание качественно новой ситуации: биосфера, ноосфера, инфосфера.
  • Социальная коммуникация приобретает новые черты, которых не было раньше.
  • Информационная революция «сжимает» пространство и время в новую социальную реальность.
  • Конференция нобелевских лауреатов: «Научные знания – одна из форм власти, поэтому как отдельные люди, так и народы должны иметь к ним равный доступ».

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Словарь:

Ноосфера (греч. νόος - разум и σφαῖρα - шар) - сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Информационное общество

  • Тотальное использование информационных технологий. Информационная сеть банков данных.
  • Информация – фактор личностного развития. Свободное движение информации – новая форма демократии.
  • Знание – ключевой источник новшеств и основа социальной организации. Меритократия. Собственники капитала должны уступить власть профессиональным менеджерам (революция менеджеров ).

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Постиндустриальное общество.

  • Преобладание сферы услуг над производством; большинство населения занято в сфере услуг.
  • Широкое использование в про-изводстве «высоких технологий» (безотходные, ресурсо и энергосберега-ющие, экологичные, малолюдные (безлюдные); лазерная, мембранная, плазменная, био-, нано- технологии).
  • Автоматизация производства, роботы, компьютеризация (информатизация) общества.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


  • Основной источник энергии – атомная, а также принципиально новые (альтернативные) источники.
  • Абсолютное большинство населения живет в городах.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


  • Особая роль науки и образова-ния; непрерывное образование.
  • Определяющий фактор развития – знание, информация (поэтому этот тип общества еще называют информационным).
  • Полноценное правовое государство, сильное гражданское общество.

К постиндустриальному обществу переход осуществили пока лишь только США и Япония.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Постиндустриальное общество

Экономика

Сфера услуг и производство информации – главные отрасли; роботизация и компьютеризация производства; мелкосерийное производство; наукоемкие технологии; мировая экономика;

Политика

Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии; глобализация

Социальная сфера

Профессиональное деление; рост среднего класса; важнейшим социальным лифтом становится образование; развитие гражданского общества

Духовная сфера

Высокий уровень образования; превращение науки в социальную силу; массовая культура; единое информационное пространство

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Типология обществ

Повторим:

Индустриальное

Традиционное

Постиндустриальное

общество

общество

общество

преобладающая сфера производства:

Сельское хозяйство

Промышленность

Сфера услуг

характерные черты производства:

Машины, конвейер

Ручной труд

Роботы, компьютеры

преобладающая группа населения:

Горожане

Горожане

Сельчане

основной источник энергии:

Природные энергоносители:

Дрова, физическая

Атомная энергия,

нефть, газ, уголь

сила человека, скота

альтернативные источники

регуляторы общественной жизни:

Право, законы

Традиции, обычаи

Право, законы

главная ценность:

Информация, знания

Капитал

Земля

политическая сфера общества:

Монархия, бесправие

Правовое государство, гражданское общество

Республика, права человека

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


4-я группа

План ответа

1. Отношение представителей данного типа общества к природе.

2. Отношение представителей данного типа общества друг к другу.

3. Система ценностей и жизненных смыслов представителей данного типа общества.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Критерий сравнения

Восточное общество

Западное общество

2. Особенности исторического

развития

3. Отношение людей к природе

4. Форма собственности

8. Система ценностей

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Критерий сравнения

Восточное общество

1. Ход исторического процесса

«Непрерывность» исторического процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков

2. Особенности исторического

Западное общество

развития

Неприменимость европейской концепции линейного прогресса к характеристике особенностей исторического развития

История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов

Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Критерий сравнения

Восточное общество

3. Отношение людей к природе

Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над ней, а на идее слияния с ней

4. Форма собственности

Западное общество

Основа экономи-ческой системы -общинно-государст-венные формы собст-венности при слабом развитии института частной собственности

Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное

Основа экономики - институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Критерий сравнения

Восточное общество

5. Уровень социальной мобильности

Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы

6. Государственный контроль общества

Западное общество

Государство подчиняет себе общество, общества вне государства и его контроля не существует

Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны

Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Критерий сравнения

Восточное общество

7. Отношения личности и государства

Принцип автономии свободной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней

8. Система ценностей

Западное общество

Главный регулятор общественной жизни - традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений

Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности

Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Восток и Запад в диалоге культур

- Дайте сравнительную характеристику Востоку и Западу.

- Что собой представляют Восток и Запад в диалоге культур?

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


Домашнее задание

Выучите § 11-12, выполните задания.

г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.


г.Усолье-Сибирское, Иркутская область, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №2" Масленникова Г.В.

Похожие публикации