Тесты по философии. Будда — Основатель буддизма И.Кант считает, что пространство и время

Цитаты : 1. Жизнь с ее явлениями можно уподобить сновидению, фантому, пузырю, тени, блеску росы или вспышке молнии и представлять ее следует именно такой. 2. Любовь, освободительница ума, вмещает в себе всё, сияя, сверкая и излучая. 3. Тот может, кто думает, что может. 4. То, что мы есть сегодня,- это следствие наших вчерашних мыслей, а сегодняшние мысли создают завтрашнюю жизнь. Жизнь - это порождение нашего разума. 5. Сколько бы мудрых слов ты ни прочел, сколько бы ни произнес, какой тебе от них толк, коль ты не применяешь их на деле? 6. Каждое утро мы рождаемся вновь. И то, что мы сделаем сегодня, и будет иметь наибольшую важность. 7. Вы сами, как никто другой во всей вселенной, заслуживаете своей любви и преданности. 8. Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь ее не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься.

Достижения и вклады:

Социальная позиция: Будда был индийским духовным учителем и историческим основателем буддизма.
Основной вклад (чем известен): Будда является ключевой фигурой и основателем буддизма.
Вклады: Будда — индийский духовный учитель, основатель и ключевая фигура буддизма. Исторически он рассматривается как реально существующий философ и как всезнающее активное божество.
Так в Буддизме Тхеравады (Хинаяне) Будда выступает как простой человек, который подвергся глубокой духовной трансформации. Напротив, в Махаяне Будда рассматривается как космическое существо, которое время от времени проявляет себя в человеческой форме. Имя Будда значит (просветленный или пробужденный) происходит от санскритского корня ‘budh», что означает пробудиться. Слово Будда является эпитетом тех, кто достиг просветления (бодхи) — основной цели буддийской религиозной жизни. После того как Будда пережил просветление (бодхи), он заявил, что достиг полного Пробуждения, осознал причину страдания и открыл путь его устранения. Его первая проповедь — «Первый Поворот Колеса Дхармы», содержала основные доктрины буддизма: Четыре Благородные истины и Восьмеричный Путь.
Четыре Благородные Истины:
1. Страдание является неотъемлемой частью существования.
2. Причиной страданий является страстное желание чувственных удовольствий.
3. Привязанности и страсти могут быть преодолены через «успокоение, прекращение, отказ, отъединение, освобождение с отдалением от самого страстного желания».
4. Следование Благородному Восьмеричному Пути приведет к преодолению привязанностей и страстей и, следовательно страданий.
Благородный Восьмеричный Путь включает:
Правильное понимание, правильную мысль, правильную речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильную внимательность и правильное сосредоточение.
Будда говорил, что Нирвана или спасение не могут быть достигнуты с помощью самоистязания. Он открыл Срединный Путь — путь умеренности, отказывающийся как от крайностей удовлетворения чувственных желаний, так и от умерщвления плоти.
Существуют две основные школы буддизма: Тхеравада и Махаяна.
Тхеравада «учение старейшин» является более консервативным и интеллектуальным учением. Эта доктрина утверждает, что понимание должно достигаться посредством личных переживаний и рассуждений, а не в следствии слепой веры. Достижение полного пробуждения основывалась не на божественных откровениях, а на понимании истинной природы ума.
Основные понятия учения Тхеравады являются:
Аничча — Все вещи являются непостоянными.
Дуккха: Все существа страдают во всех ситуациях, в связи с неясностью ума.
Анатта: Ощущение постоянного «я», является иллюзией.
Камма
(карма) (намеренное действие): закон причинно-следственных связей, в соответствии с которым добродетельные действия создают в будущем радость, а безнравственные действия страдания.
Нирвана: Это состояние высшего освобождения, совершенного состояния ума, свободного от страстей, гнева и других страдательных состояний. Конечной целью буддийской практики является достижение нирваны, выход из Сансары и избавление от страданий. Сансара: Колесо жизни, круг перерождений рассматривается в качестве пространства страдания. Целью буддизма тхеравады является достижение состояния Архата, человека, который свободен от страданий. Будда учил избавлению от привязанностей и говорил, что мудрец смотрит на все объективным, независимым взглядом. По учению тхеравады, человек сам ответствен за свое спасение и не зависим в этом от воли высших сил (богов). Будда говорил: «Никто не спасает нас кроме нас самих. Никто не сможет и никто не будет. Мы сами должны пройти этот путь».
В основе Махаяны (»Большая колесница») лежит сострадание к близким и стремление к самоусовершенствованию. Махаяна носит более этический, социальный и мистический характер. Здесь Будда — высший принцип единства всего сущего, он везде, всегда и во всем, в том числе в каждом из бесчисленных существ. Моральным образцом в Махаяне является жизнь Будды, который после просветления отправился в мир для совершения добрых дел. Человек, решил найти путь освобождения от страданий и показать этот путь другим, называется бодхисаттвой.
Человек, который нашел этот путь, прошел его до конца, и поделился опытом со всем миром, являются Буддой.
Этические принципы Махаяны включают понятия:
— сострадания (Каруна),
— любви (Майтри ),
— ненанесения вреда (Ахимса) для живых существ,
а также подчеркивают принятие обязательства содействовать развитию дружбы и согласия.
Учение Будды гуманистично и наполнено оптимизмом. Он считает, что каждый человек, независимо от его социального положения и прошлой жизни способен своими силами получить власть над собой, своими идеями, страстями и своей судьбой. Блаженство пробужденного состояния — нирвана, согласно буддизму, доступно всем существам. С точки зрения буддийской доктрины, буддой является любой, открывший дхарму и достигший просветления посредством накопления достаточного количества положительной кармы, через правильные мысли, слова и поступки.
Основные труды: На протяжении жизни, сам Будда, ничего не записывал. Его мысли и высказывания были собраны его учениками в книгах под названием сутры. Они содержатся в собрании Трипитака и в таких влиятельных текстах Махаяны, как сутра Праджняпарамита, Аватамсака Сутра, Сутра сердца, Алмазная Сутра, Сутра Лотоса.

Служение и личная жизнь:

Происхождение: Он родился в 563 г. до н.э.в Лумбини. Он был царевичем, сыном Шуддходхана, царя племени Шакья и царицы Майи или Майядеви. Имя его семьи – Гаутама, а его клана Шакья, что дало ему еще одно имя Шакьямуни (Мудрец из Шакья).
Образование: В возрасте семи лет Принц Сиддхартха начал свое обучение в области литературы, живописи, истории и военного искусства.
Основные этапы служения:
Странствования. Будучи глубоко пораженный увиденным, пережив и осознав «четыре знамения», он решился все оставить и начать вести жизнь подвижника. Он отказался от своего богатства и комфорта, покинул свою жену и маленького сына и стал странствующим монахом.
Вначале Сиддхартха изучал йогическую медитацию и после освоения ее техники, осознал, что она не может привести к вершинам самореализации. Он отправился на юг и в течении шести лет искал истину в практиках жесткого самоограничения, самоистязания и умерщвления плоти. Но после шести лет непродуктивных аскетических упражнений, он отказался от пути аскезы. После длительного периода странствий и поста, приведших его в состоянии полного истощения, он взял из рук миловидной крестьянской девушки Суджаты молочную рисовую кашу, которая укрепила его дух. Восстановив свои силы, он пришел к выводу, что умерщвление плоти, не является путем к освобождению от страданий.
Просветление . Однажды, сидя под деревом — смоковницей, сейчас известного как дерево Бодхи у городка Бодх Гая в Индии, он поклялся не вставать с места, пока не найдет Истину и достигнет высшего просветления.
Большое сражение с Марой. Демон, чье имя Мара означает «разрушение», напал на Гаутаму, посылая на него ветер, дождь, горячие угли и пепел, грязь и мрак. Затем он послал своих трех прекрасных дочерей – Вожделение, Страсть и Неудовлетворенность – соблазнить принца, но Гаутама оставался сильным и бесстрастным. В конце концов Мара и его демоны бежали.
Вдруг светло зеленная утренняя звезда сверкнула в небе и вызвала в нем чувство совершенной ясности понимания.
После 49 дней медитации, в ночь майского полнолуния, он достиг Просветления и стал Буддой в возрасте до 35 лет. В это же мгновение Будда понял свое предназначение: донести это откровение любви и истины до всех людей.
Основание буддизма . После своего духовного пробуждения он привлек группу последователей и основал монашеский орден.
Поэтому далее известный как Будда, он посвятил свою жизнь утверждению своего учения. Последние 45 лет своей жизни, он путешествовал и проповедовал свою доктрину преподавая при этом самым разным людям, в том числе сторонникам различных религий. Его учение было открыто для всех рас, этнических групп, классов и отрицало кастовую структуру.
Основные этапы личной жизни: Он родился в Лумбини (город, расположенный в местности, находящейся в настоящее время в Непале, недалеко от границы с Индией), и вырос в маленьком царстве или княжества Капилвасту. Его имя данное при рождении было Сиддхартха.
При рождении ему было предсказано, что он станет либо великим правителем, либо учителем Вселенной. Поэтому его отец, который хотел видеть Сиддхартху в качестве своего преемника и правителя страны, пытался оградить его от всех жизненных проблем. Он построил специальный дворец, в котором окружил его предметами роскоши. Принц рос в атмосфере заботы и любви, уважении и радости. В 16 лет Сиддхартха женился на Ясодхаре и она родила сына Рахула.
В возрасте 29 лет он решился выйти за пределы дворца и и там он увидел: «четыре знамения: старика, больного человека, труп и нищего монаха. Первые три знака открыли ему неизбежность страданий, болезней и смерти, а в безмятежности монаха он увидел свою судьбу. Тогда он понял, что жизнь человека является не более чем страданием.
Последователями Будды стали его жена Яходшара и сын Рахула. Буддизм Махаяны признает существования множества Будд и Бодхисаттв.
Будда был красив, приятен на вид, с черными, как уголь волосами и золотисто-коричневым цветом лица. Он был хорошо сложен и имел рост около 184 см (6 футов).
В возрасте 80, Будда объявил, что вскоре он достигнет Паринирваны или окончательного бессмертного состояния и отказа от земного тела. Его миссия была выполнена, Будда умер после, нескольких месяцев болезни и избежав цикла перерождения.
Последними словами Будды были: «…Всё составное подвержено исчезновению. Усердно старайтесь!».
Он был кремирован и его останки распределены между 8 группами учеников, которые поместили их в храмах в основании специально воздвигнутых ступ.
Изюминка : Согласно некоторым буддийским легендам, его годами жизни были (8 апреля, 1029 г. до н.э.- 15 февраля 949 г. до н.э.). Согласно некоторым буддистским традициям. – (623-543 до н.э.), (ок. 560-480 до н.э.), (ок.485-405 до н.э.) (448-368 до н.э.) Согласно легендам, рождению Сиддхартхи предшествовал сон, в котором его мать увидела белого слона входящего в ее утробу. В течение семи дней после родов царица Майя умерла. Двоюродный брат Будды, Девадатта, послал дикого слона растоптать Будду, но слон остановился перед ним, стал на колени и поклонился в ноги Будды. «Мир рождается внутри, — говорил Будда. — Не ищите его вовне».

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
1.С греческого языка слово «философия» переводится как:

любовь к мудрости

2.Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

3.Определите время возникновения философии:

VII-VI в.в. до н.э.

4.Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

философия

5.Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

философия

^ 6.Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

7.Мировоззрение – это:

совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

^ 8.Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

Ход истории зависит от направленности мышления философов

^ 9.Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

11.Что характерно для эпистемной линии в философии?

рассмотрение действительности как постоянно развивающейся

^ 12.Онтология – это:

учение о бытии, о его фундаментальных принципах

13.Гносеология – это:

учение о природе, сущности познания

14.Антропология – это:

учение о человеке

15.Аксиология – это:

учение о ценностях

16.Этика – это:

учение о морали и нравственных ценностях

^ 17.Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

Гносеология

18.Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:

отношении сознания к материи

19.Для идеализма характерно утверждение:

первично сознание, материя независимо от сознания не существует

20.Для дуализма характерен тезис:

материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

21.Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?

Субъективному идеалисту

22.О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

23.Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?

Объективному идеализму

^ 24.С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:

вульгарного материализма

25.Агностицизм – это:

учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

^ 26.Агностицизм – это:

направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно

27.Отрицают возможность познания мира:

агностики

28.Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:

позитивизм
^ ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
29.Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:

^ 30.Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:

31.Имя основателя буддизма

Сидхартха

32.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

^ 33.Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:

34.Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:

^ 35.Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:

Конфуций

36.Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:

Высший Разум

37.В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:

^ 38.Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:

Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

39.К древнеиндийским философским текстам относятся

Упанишады

40.К древнекитайским философским текстам относится

Дао-дэ-цзин

41.В индийской философии -- общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения

42.Китайский философ, основатель даосизма

43.Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:

Конфуцием
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
44.Хронологические рамки развития античной философии:

VI в. до н.э – VI в. н.э.
^

45.Основным принципом античной философии был:


космоцентризм

46.Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:

проблема первоначала

47.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:

«Познай себя»

48.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу

«Начало всех вещей -- вода»
^

49.Анаксимен за первооснову всех вещей принимал


Воздух

50.Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

Пифагору
^

Рождение принца Сиддхартхи Гаутамы-. Постер мастера Малигаваге Сарлиса. Шри-Ланка, середина XX века Amazon.com, Inc.

В отличие от двух других крупнейших мировых религий (христианства и исла-ма), буддизм — нетеистическая религия, то есть отрицающая сущест-вование Бога-творца и вечной души. Основатель буддизма На санскрите слово «будда» означает «пробужденный». Сиддхартха Гаутама из ро-да Шакья, принадле-жав-ший к варне кшатриев, то есть к сословию вои-нов, родился в северной Индии, предполо-житель-но, в середине VI века до н. э. Его биография очень рано обросла разными леген-дами, а исторический пласт прочно сросся с мифоло-гическим, начиная с обстоятельств его рождения, которые были весьма необычными. Будущей матери принца приснилось, что в ее тело вошел белый слон, и это было истолковано как предвестие прихода в мир великого человека, будущего правителя Вселенной.

Детство и юность Сиддхартхи были безоблачны: он не знал ни болезней, ни горя, ни нужды. Но однажды, выйдя из дворца, он столкнулся с больным человеком, стариком и похоронной процессией. Это настолько его потрясло, что он покинул дом и стал аскетом.

В возрасте 35 лет во время долгой медитации Сиддхартха достигает просвет-ления, то есть становится буддой, и начинает проповедовать свое учение — дхарму. Суть этого учения заключалась в четырех благородных истинах. Во-первых, мир несовершенен и полон страданий. Во-вторых, источником страданий являются желания и жажда жизни, которые заставляют вращаться колесо сансары — круговорот жизни, смерти, новых рождений. В-третьих, из круговорота сансары можно вырваться, достигнув просветления (бодхи) и в конечном счете нирваны, то есть состояния блаженного небытия. В-чет -вертых, существует путь к освобождению, состоящий из восьми этапов, который включает в себя соблюдение этических норм, медитации и спаситель-ную мудрость. Этот путь называют восьмеричным и срединным, поскольку он равноудален как от пути строгого аскетизма, так и от жизни, полной удоволь-ствий (которые в конечном счете оборачиваются страданиями).

2. Чем буддизм отличается от индуизма?


Будда (в центре) как аватара Вишну. Барельеф храма Ченнакесава. Соманатапура, Индия, середина XIII века Jean-Pierre Dalbéra / CC BY 2.0

Буддизм — мировая религия; следовательно, буддистами могут стать пред-ставители любых национальностей. В этом заключается одно из радикальных отличий буддизма от индуиз-ма Индуизм — религия Индии, которую испо-ведует более 80 % населения страны. В отли-чие от буддизма, индуизм — нацио-нальная религия, принадлежность к которой опреде-ляется по рождению. Индуизм представляет собой совокупность разных тради-ций, кото-рые, как принято считать, объеди-няет при-знание авторитета Вед — главного священ-ного текста индуизма. — национальной и абсолютно закрытой для про-никновения извне религии. Социальная структура индийского общест-ва была образована четырьмя сословиями, варнами, — брахманов (жрецов и ученых), кшатриев (воинов), вайшьев (земледельцев и торговцев) и шудр (ремесленников и наемных работников). Принадлежность к варнам определя-лась исключительно по рождению — так же, как и принадлежность к индуизму в целом.

Буддизм, бывший поначалу одним из многочисленных оппозиционных индуизму течений, стал радикальным реформаторским учением как в интеллек-туально-духовном, так и в социальном отношении. Буддисты поставили этические заслуги человека выше происхождения, отвергнув варновую систему и авторитет брахманов. Со временем у этого небольшого течения появились собственная социальная структура, корпус священных текстов и культовая практика. Став мировой религией, оно распространилось далеко за пределы полуострова Индостан.

Однако в Индии буддизм постепенно пришел в упадок. Сегодня буддистами считают себя менее 1 % индийцев. По численности буддизм занимает лишь пятое место среди религий, распро-странен-ных в Индии, значительно уступая индуиз-му, исламу, христианству и сикхиз-му Сикхизм — одна из национальных религий Индии, основанная в XVI веке в Пенджабе. . При этом основатель буддиз-ма Будда Шакьямуни почитается в индуизме как одно из воплощений (одна из аватар) бога Вишну. Зато в мировом рейтинге религий буддизм стоит на четвертом месте: его исповедуют 7 % населения земного шара.

3. Что значит быть буддистом?

Будда в окружении последователей. Роспись в буддийском храме в Таиланде Wikimedia Commons

На протяжении нескольких столетий учение Будды передавалось в устной форме, а в I веке до н. э. было записано на пальмовых листьях, которые храни-лись в трех корзинах. Отсюда название буддийского канона — Трипитака («Три корзины»). В буддизме существует несколько направлений и множество школ, но всех буддистов объединяет вера в «три драгоценности» — Будду, дхарму (учение Будды) и сангху (монашескую общину). Обряд вступления в буддий-скую общину предполагает произнесение краткой ритуальной формулы с упо-минанием «трех драгоценностей»: «Я иду под защиту Будды, я иду под защиту дхармы, я иду под защиту сангхи».

Кроме того, все буддисты должны следовать пяти правилам, установленным Буддой: не причинять вред живым существам, не воровать, не прелю-бо-дей-ствовать, не лгать, не употреблять алкоголь и наркотики.

4. Есть ли в буддизме разветвления (как в хрис-тианстве)?

Мандала Васудхара. Непал, 1777 год The Metropolitan Museum of Art

В буддизме существует три направления: тхеравада — «учение старейшин», махаяна — «великая колесница» Слово «колесница» подразумевает, что учение — своего рода транспортное сред-ство, доставляющее людей к просветлению. и ваджраяна — «алмазная колесница». Тхеравада, распространенная преимущественно в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии, считается наиболее древним направлением, восходящим непосредст-венно к Будде Шакьямуни и кругу его учеников.

С точки зрения последовате-лей махаяны, тхеравада — излишне элитарное учение, которое они презри-тельно называют хинаяной, то есть «малой колес-ницей», — ведь оно предпола-гает, что достичь нирваны можно, только встав на путь монашества. Махаяни-сты же утверждают, что миряне тоже могут достичь просветления. Особую роль для них играет учение о бодхисаттвах — просветленных людях, добро-вольно оставшихся в сансаре, с тем чтобы помочь выбраться из круговорота рождений и смертей другим людям. Так, в тибетской традиции воплощением бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары считается духовный лидер тибетцев Далай-лама XIV. Махаяна распространена в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и Южной Сибири.

Наконец, ваджраяна возникла внутри махаяны в конце I тысячелетия н. э., достигнув наивысшего расцвета в Тибете. Последователи этого течения утверждали, что достигнуть просветления можно в пределах одной жизни, если придерживаться буддийских добродетелей и прибегать к особым медитативным практикам. В настоящее время распространена преимущест-венно в Монголии, Тибете, Бурятии, Тыве и Калмыкии.

5. Будда один, или их много?

Будущий будда Майтрейя. Изображение танка (рисунок на ткани), созданное по заказу Далай-ламы VIII в память о его умершем наставнике. Тибет, 1793-1794 годы Norton Simon Art Foundation

В буддизме постулируется существование бесчисленного числа «пробужден-ных» — будд, и Шакьямуни из них самый известный. Однако в буддийских текстах можно найти имена его предшествен-ников — их от 7 до 28. Кроме того, в будущем ожидается приход еще одного будды — Майтрейи В переводе с санскрита — «любящий, милосердный». . Сейчас, как верят буддисты, бодхи-саттва Майтрейя пребывает на небесах Тушита (то есть в «Саду радости»), а впоследствии появится на земле, достигнет просветления, став буддой, и начнет проповедовать «чистую дхарму».

6. Будда — это бог или нет?


Ханабуса Иттё. Смерть Будды. 1713 год Museum of Fine Arts, Boston

Как уже говорилось выше, буддизм — нетеистическая религия. Однако в буд-дийской мифологии «человеческие» аспекты жизни Будды Шакьямуни сосед-ствуют с описаниями его сверхъестественных способностей, а также явлений космического масштаба, сопровождавших разные этапы его жизнен-ного пути. О нем говорится как о предвечно существовавшем существе, способном созда-вать особые миры — «поля Будды».

Прах Будды воспринима-ется как свидетель-ство его мистического присутствия в нашем мире и окружен особым почита-нием. Согласно преданию, он был разделен на восемь частей и хранился в пер-вых буддийских культовых соору-жениях — ступах (с санскрита это переводится как «макушка» или «земляной холм»). Кроме того, в махаяне появилось учение о вечном «дхарми-ческом теле» Будды, которым он обладал наряду с обычным, физическим телом. Это тело отождествляют как с дхармой, так и с мирозданием в целом. Очевидно, что Будда почитается не только как «великий человек», но и как божество, особенно в махаяне и ваджраяне.

Кроме того, из буддийского пантеона вовсе не изгнаны индуистские боже-ства — просто фигура Будды оттеснила их на второй план. Согласно буддий-скому учению, боги так же, как и все прочие живые существа, подчи-нены круговороту сансары и, чтобы вырваться из него, им надо пере-родиться в мире людей — ведь только в нем рождаются будды. К слову, прежде чем родиться в последний раз, Будда Шакьямуни, согласно легендам, пере-рождался более пятисот раз и побывал и царем, и лягушкой, и святым, и обезьяной.

7. Празднуют ли буддисты Новый год?


Тоёхара Тиканобу. Мать и дочь идут к буддийскому храму вместе с другими паломниками, чтобы отпраздновать Новый год. Не позднее 1912 года Claremont Colleges Digital Library

В народном буддизме существует множество праздников — весьма популяр-ных, хотя и имеющих весьма отдаленное отношение к религии. Один из них — Новый год, который в разных регионах празднуют по-разному. Вооб-ще, буддийский праздничный цикл основан на лунном календаре (везде, кроме Японии). Одним из главных собственно буддийских праздников можно назвать Весак, с которым в разных странах связывают от одного до трех ключевых со-бытий в жизни Будды Шакьямуни (рождение, просветление, нирвану). Другие праздники — это День сангхи, то есть память о встрече Будды с учениками, и День дхармы, то есть память о первой проповеди Будды. Кроме того, в буд-дийских странах отмечают День всех умерших: добуддийский культ пред-ков очень устойчив и играет огромную роль.

8. Есть ли у буддистов храмы?


Эрнст Хейн. Буддийский храм в Киото. Вторая половина XIX века Pixels

Наиболее известным буддийским культовым сооружением является ступа. Первона-чально ступы строились как реликварии, в которых хранились и по-читались останки Будды Шакьямуни, впоследствии — в память о важных событиях. Существует несколько разно-виднос-тей ступ, и их архитектурный облик во мно-гом зависит от региональных традиций: они могут быть полу-сфериче-скими, квадратными ступенчатыми или иметь форму пагод. Чтобы заработать хоро-шую карму, буддисты практикуют ритуальный обход ступы.

Также существуют храмы в архитектурном отношении еще более разнообраз-ные. Считается, что в них и сосредоточены три сокровища буддизма — Будда (его статуи и другие изображения), дхарма, воплощенная в текстах буддий-ского канона, и сангха, представленная монахами, живущими при храме или монастыре.

9. Буддисты вегетарианцы или нет?

Суджата подает Будде рис с молоком. Живопись танка (рисунок на ткани). Непал Diomedia

Казалось бы, один из важнейших буддийских принципов — ахимса — пред-полагает отказ от употребления в пищу мяса. Однако в реальности в разных регионах пищевые ограничения обусловлены по большей части местными обычаями. Среди буддистов есть как сторонники, так и противники вегета-рианства, причем и те и другие приводят в подтверждение своей позиции легендарные высказывания Будды. Так, существует буддийская притча об оле-не и тигре, в которой олень попадает в ад за то, что, хвалясь своим вегетариан-ством, он, поедая траву, невольно уничтожал мелких насекомых, а хищник тигр, напротив, очистил свою карму, поскольку всю жизнь страдал и каялся.

Изображения: Shakyamuni Buddha with Avadana Legend Scenes. Тибет, XIX век Rubin Museum of Art

Источники

  • Агаджанян А. С. Буддийский путь в ХХ веке. Религиозные ценности и современная история тхеравады.
  • Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм.
  • Фишер М. П. 12 религий, которые меняют мир сегодня.
  • Smith Jo D. The Essence of Buddhism.
  • The Story of Buddhism: A Concise Guide to Its History & Teachings.

    Ed. by Donald S. Jr. Lopez. San Francisco, 2001.

любовь к мудрости

2.Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

3.Определите время возникновения философии:

VII-VI в.в. до н.э.

4.Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

философия

5.Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

философия

6.Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

7.Мировоззрение – это:

совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

8.Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

Ход истории зависит от направленности мышления философов

9.Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

11.Что характерно для эпистемной линии в философии?

рассмотрение действительности как постоянно развивающейся

12.Онтология – это:

учение о бытии, о его фундаментальных принципах

13.Гносеология – это:

учение о природе, сущности познания

14.Антропология – это:

учение о человеке

15.Аксиология – это:

учение о ценностях

16.Этика – это:

учение о морали и нравственных ценностях

17.Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

Гносеология

18.Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:

отношении сознания к материи

19.Для идеализма характерно утверждение:

первично сознание, материя независимо от сознания не существует

20.Для дуализма характерен тезис:

материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

21.Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?

Субъективному идеалисту

22.О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

23.Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?

Объективному идеализму

24.С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:

вульгарного материализма

25.Агностицизм – это:

учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

26.Агностицизм – это:

направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно

27.Отрицают возможность познания мира:

агностики

28.Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:

позитивизм

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

29.Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:

30.Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:

31.Имя основателя буддизма

Сидхартха

32.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

33.Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:

34.Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:

35.Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:

Конфуций

36.Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:

Высший Разум

37.В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:

38.Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:

Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

39.К древнеиндийским философским текстам относятся

Упанишады

40.К древнекитайским философским текстам относится

Дао-дэ-цзин

41.В индийской философии -- общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения

42.Китайский философ, основатель даосизма

43.Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:

Конфуцием

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Похожие публикации