Закон единства и борьбы противоположностей примеры в обществе. Диалектические противоположности. Основные законы диалектики


ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, ПРОЯВЛЕНИЕ ЕГО В МЕДИЦИНЕ 3

2. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ, ПРОЯВЛЕНИЕ ЕГО В МЕДИЦИНЕ.. 4

3. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ, ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ В МЕДИЦИНЕ.. 5

4.1 Единичное и общее. 6

4.3 Сущность и явление. 7

4.4 Причина и следствие. 8

4.5 Необходимость и случайность. 9

4.6 Возможность и действительность. 10

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. 12


ВВЕДЕНИЕ

Материальный мир находится в постоянном движении, изменении, развитии. Предметы, явления материального мира разнообразны, многообразны и их взаимосвязи. Человечество всегда интересовал вопрос: что является причиной изменения в мире, подчиняется ли развитие каким-либо законам. Законы диалектики дают ответы на 3 вопроса развития:

1. Почему происходит развитие?

2. Как оно совершается?

3. В каком направлении идет развитие?

Закон единства и борьбы противоположностей показывает причину, источник развития материального мира.

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как идет развитие.

Закон отрицания отрицания показывает, в каком направлении идет развитие.

Основным законом является первый, так как он отвечает на главный вопрос развития, он лежит в основе других законов.

Задача данной работы - показать, что "медицина столь же мало может обходиться без общих истин философии, сколь последняя - без доставляемых ей медицинских фактов» " (Гиппократ).

ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, ПРОЯВЛЕНИЕ ЕГО В МЕДИЦИНЕ

Противоположностиесть в каждом явлении.

Противоположности - это противостоящие друг другу стороны в предмете, явлении, которые отрицают, исключают и одновременно предполагают друг друга.

Противоречие - это взаимодействие противоположностей.

Противоположности существуют в единстве. Единство противоположностей – это две связанные стороны одного и того же явления. Борьба противоположностей – причина развития.

В живой природе единство и борьба противоположностей проявляются в изменчивости и наследственности, в смене поколений, здоровье и болезни (норма и патология), во взаимодействии полов. Процессы мозговой деятельности предполагают единство возбуждения и торможения. Без рождения нет смерти, без вдоха – выдоха. Психика человека - единство биологического и социального. Сущность жизни – это единство ассимиляции и диссимиляции, то есть синтез белков, углеводов, жиров и разрушение этих же компонентов. В молодом организме ведущим является процесс ассимиляции, это обеспечивает рост и развитие организма. В период зрелости ассимиляция и диссимиляция уравновешивают друг друга. Но это равновесие временно, относительно. В старости начинает преобладать диссимиляция. Это приводит к старению и гибели организма. Поэтому одна из проблем геронтологии (науки о старении организма) сделать процессы ассимиляции более длительными, доминирующими. Встает проблема очистки организма от шлаков, тренировки мыслительного центра и медикаментозные факторы.

Противоположности можно проиллюстрировать на примере взаимодействия симпатической и парасимпатической нервной системы на сердце: парасимпатическая (главный нерв вагус) ослабляет, замедляет работу сердца, симпатическая усиливает, учащает работу сердца. Адреналин надпочечников учащает сердцебиение, калий, кальций тормозят.

В организме человека происходит регенерация тканей, клеток. Так, кроветворный орган - красный костный мозг вырабатывает кровяные тельца, а в селезенке разрушаются («кладбище эритроцитов») лейкоциты через 137 дней, эритроциты через 7 дней. Таким образом происходит постоянное обновление крови.

Костная ткань состоит из клеток, образующих ткань, и клеток, разрушающих ткань. Взаимодействие между ними приводит к развитию костной системы.

Процесс взаимодействия антигена с антителом является защитной реакцией организма.

Защитная, полезная реакция организма может переходить в свою противоположность: перитонит - воспаление брюшины, это защитная реакция организма на проникновение в брюшную полость бактерий. Но это одновременно и вредная реакция, так как воспаленная ткань является питательной средой для бактерий, они размножаются и отравляют организм.

Или кашель: это - защитная реакция: из дыхательных путей удаляются патологические продукты. Но это и симптом болезней: коклюша, бронхита, туберкулеза легких.

Кроме внутренних противоречий, которые являются главной причиной изменений, существуют внешние противоречия, например, между обществом и природой, которые проявляются в экологическом кризисе, человеком и обществом, организмом и окружающей средой: меняется продолжительность жизни в зависимости от экологических и социальных условий. Внешние противоречия могут либо ускорять развитие, либо тормозить его, то есть они влияют на темпы развития, но не определяют его содержание.

Основные противоречия выражают сущность данного процесса, играют главную роль в развитии и подчиняют себе все остальные. В медицине основное противоречие проявляется в необходимости вылечить больного и реальной возможностью (СПИД, онкология). Это противоречие двигает медицинскую науку, заставляет ее развиваться.

Значение знания закона.

1. Закон характеризует внутренний источник развития предметов и явлений.

2. Единство и борьба противоположностей означает, что всякое явление содержит в себе противоречие, которое заставляет его изменяться, развиваться.

3. Разрешение противоречий означает переход в новое качество, состояние.

4. В медицине этот закон помогает объяснить внутренние причины развития здорового и больного организма и воздействовать на них.

Древние греки ответили на вопрос о причинах болезни, создав миф о Пандоре, которая сняла крышку с запретного сосуда и выпустила оттуда все бедствия и болезни, оставив на дне только надежду, (см. приложение). Эта идея внешнего фактора как источника болезни долго держалась в медицине.

Современная медицина утверждает, что сущность болезни не во внешнем воздействии, а в нарушении жизнедеятельности. Причина болезни – это не просто внешний фактор, но и реакция организма на этот фактор, поэтому задача медработников – помочь организму мобилизовать защитные силы на борьбу с болезнью.

Таким образом, знание закона нацеливает на отыскание внутренних материальных причин развития здорового и больного организма.

Закон единства и борьбы противоположностей - один из основополагающих законов философии. Окончательно сформулированный в XIX веке представителями немецкой философии (Гегелем, Марксом, Шеллингом, Энгельсом) он дает представление о диалектическом познании человеком окружающего мира, о сути и законах происходящих в окружающем мире событий.

Закон единства и борьбы противоположностей в философии: основные этапы развития

Такие понятия, как «противоречия» и «противоположности», их сущность и взаимодействие друг с другом рассматривались еще в философии античности. Впервые о диалектике, то есть о разделении всех предметов, явлений и процессов, писал еще Гераклит Эфесский, а вот последователи Зенона рассматривали противоречие как один из основных способов доказательства или опровержения таких философских проблем, как многообразие и динамика.

В эпоху Средневековья о противоположностях - как об одном источнике развития - не могло быть и речи, так как одной из сторон в любом процессе был абсолют. А вот в эпоху Возрождения закон единства и борьбы противоположностей (хотя такого названия еще, естественно, не существовало) вновь стал затрагиваться в работах философов. Д. Бруно, например, указывал, что противоположные на первый взгляд характеристики могут весьма продуктивно сосуществовать друг с другом. Подобных мыслей придерживался и Н. Кузанский.

Являющийся краеугольным камнем диалектики, закон единства и борьбы противоположностей стал одним из основных постулатов немецкой классической философии. Первым подступился к этой проблеме И. Кант, однако он ограничился тем, что объяснял противоположное в окружающем мире наличием разрыва между субъектом и объектом. Дополнить его взгляды и преодолеть бросающееся в глаза противоречие стремились его последователи - Шеллинг и Фихте, однако окончательно эту проблему разрешил Гегель.

Диалектические законы Гегеля

Гегель - один из крупнейших немецких философов за всю историю. Он не только свел воедино все накопленные до него философские представления, выразив их в виде идеалистических положений, но и заложил основы для дальнейшей разработки конкретных понятий и категорий.

Ядром его идеалистической концепции служат три диалектических закона, системообразующую роль среди которых играет закон единства и борьбы противоположностей. Чтобы стала понятна его суть, Гегель сначала рассматривает два основных понятия - тождество и различие, которым, по мнению ученого, обладают любые явления и предметы.

Под тождеством понимается то, что рассматриваемый предмет, явление или процесс есть именно оно, а не что-то другой. Различие, в свою очередь, это внутреннее качество предмета, которое стремится выйти за его рамки. Борьба между тождеством и различием составляют основу всеобщей динамики, то есть развития.

Два других диалектических закона - онтологического отрицания отрицания и постепенного перехода в качественные изменения количественных- дополняют и расширяют закон единства и борьбы противоположностей в философии Гегеля.

Разновидности борьбы противоположностей

Вслед за Гегелем многие философы и ученые, представлявшие конкретные научные дисциплины, стали находить примеры борьбы противоположностей в самых различных областях жизни и областях знания. К основным их разновидностям можно отнести следующие.

Во-первых, это борьба, которая имеет положительный результат как для одной, так и для другой стороны. Примером могут служить спортивные соревнования, где соперничество заставляет людей совершенствоваться, переходить на более высокий уровень.

Во-вторых, диалектический закон единства и борьбы противоположностей может выражаться в антагонизме, когда выживаемость одной стороны возможна только в случае смерти другой.

В-третьих, борьба может вести с явным преимуществом одной из сторон, когда полное уничтожение соперника невыгодно. Все дело в том, что неоднократно доказывая свое преимущество, доминирующая сторона использует свои победы для своего дальнейшего развития.

Онтологические основы закона

Диалектические законы Гегеля рассматривают прежде всего проблему бытия. Так онтологическая суть закона единства и борьбы противоположностей включает в себя такое положение, что все объекты, явления и процессы окружающего мира, являющиеся едиными (или тождественными) по своей внутренней сущности, заключают в себя противоположные начала (верх и низ, день и ночь, черное и белое).

Именно такая внутренняя сущность вещей создает предпосылки для их постоянного развития. Ведь чтобы это развитие происходило, противоположности должны быть сторонами одной и той же сущности. Они должны не только противостоять, но и взаимодополнять друг друга.

Закон единства и борьбы противоположностей, примеры которого можно легко обнаружить в окружающем мире (например, взаимодействие магнитов с разными полюсами), объясняет все окружающие явления и процессы с точки зрения их диалектического развития.

Гносеологическая сущность закона единства и борьбы противоположностей

Единство и борьба противоположностей - закон диалектики, с помощью которого может быть объяснена не только онтологическая, но и гносеологическая сущность окружающего мира. Познание - это важнейший процесс, с помощью которого человек получает информацию об окружающем мире.

В то же время познание можно рассматривать так же, как взаимодействие единства и противоположностей. Будучи тождественным по своей сути, оно включает в себя такие достаточно серьезно отличающиеся друг от друга компоненты, как чувственность и рациональность, теория и практика.

Закон единства и борьбы противоположностей и развитие человека

С точки зрения диалектического закона, человек - сложно организованная система, в которой тесно переплетаются биологическое и социальное начала. Будучи единым по своей природе организм человека развивается за сет противоположных процессов ассимиляции и диссимиляции. В первой половине жизни верх берет первый процесс, поэтому организм человека растет, во второй же доминирование диссимиляции приводит к постепенному дряхлению и разрушению организма.

Именно противоречие, борьба между ассимиляцией и диссимиляцией составляют суть жизни человека. В тот момент, когда она прекращается, наступает биологическая смерть организма.

Противоположные начала, их единство и борьба в социальном развитии

Единство и борьба противоположностей - закон диалектики, который применим и к анализу понятия «общественное развитие». Ведь социальный прогресс есть не что иное, как результат борьбы противоположных начал, заложенных в его, казалось бы, единой сущности.

Особое внимание проблеме общественного развития на основании диалектических законов уделяли Маркс, Энгельс и их последователи. Они основное противоречие видели в отношениях разных социальных классов по поводу собственности и материального производства. Закон единства и борьбы противоположностей, примеры и подтверждение которого они находили во всех формациях, во многом стал методологической основой для разработанной ими классовой теории развития человеческой цивилизации.

Ивановский Государственный Энергетический Университет

Им. В. И. Ленина

Кафедра философии

Закон единства и борьбы противоположностей

Студента 3 курса

группы 71К

Бирюзова

Кирилла Евгеньевича

Ярославль 2010

Диалектические противоположности 3

I. Закон единства и борьбы противоположностей 5

1. Единство и борьба противоположностей 6

Диалектика количественных и качественных изменений. 8

I. Качество и свойства 9

II. Закон перехода количественных изменений в качественные 11

1. Понятие о качестве и количестве 12

2. Переход количественных изменений в качественные - закон развития 13

3. Скачки 14

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

Совокупность наблюдений, опытных фактов, полученных в различных науках, а также общественно-исторической практики, показало, что все явления в носят полярный характер, что в любом из них можно найти противоположности. В математике - плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование; в физике - положительные и отрицательные заряды; в механике - притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в химии - анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциация; в биологии - ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и болезнь; в физиологии высшей нервной деятельности - возбуждение и торможение - таков беглый перечень противоположностей, открываемых наукой. Открытие противоречивых, свойств в самых различных явлениях и процессах имело важное значение для формирования диалектико-материалистического миропонимания, для осознания процессов изменения и развития.

Противоположными называют такие свойства предметов (явлений или процессов), которые занимают крайние места. Примеры противоположностей: верх - низ, правое - левое, сухое - мокрое, горячее - холодное и т.д. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны изменяющегося предмета (явления или процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга.

Диалектическим противоположностям свойственно единство и взаимосвязь: они дополняют друг друга, сочетаются и сложным образом взаимодействуют между собой. Отношение между диалектическими противоположностями всегда носит динамичный характер. Они способны заменять друг друга, переходить из одной в другую, а также взаимодействовать прочими способами. Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются. А в результате разрушения их связи они перестают быть противоположностями по отношению друг к другу. Таким образом, о диалектических противоположностях бессмысленно говорить порознь, вне их противоречивого единства в рамках некоторого целого.

Например, атом представляет собой единство двух его необходимых составляющих: положительно заряженного ядра и отрицательно заряженного электрона (если говорить о простейшей структуре атома, то есть об атоме водорода). Их единство определяют целостность атома. При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объекты, существующие уже иным образом, в каких-то связях. Соответственно, они перестают быть противоположностями - сторонами противоречивого единства атома.

В столкновении противоположных сил, тенденций осуществляются процессы изменения, развития как и в обществе (где это обнаруживается в достаточно наглядной форме), так и в живой и неживой природе, если последнюю рассматривать в процессе ее эволюции, возрастания сложности и организованности. Сложное, подвижное отношение между противоположностями было названо диалектическим противоречием. Иначе говоря, термин "единство и борьба противоположностей" и "диалектическое противоречие" заключают в себе одно и то же содержание.

При этом надо учитывать, что если в общественной жизни борьба противоположностей в философском смысле может быть отнесена и к реальной борьбе социальных групп, людей, столкновению их реальных интересов и т.д., то применительно к природе, к сознанию (да во многом и к обществу) слово "борьба" не следует понимать буквально. Нелепо быль бы думать, например, что при решении математических задач "борются" операции сложения и вычитания, возведения в степень и извлечения корня, что в процессе обмена веществ "борются" процессы ассимиляции и диссимиляции веществ и т.д. Очевидно, что термин "борьба противоположностей" по отношению ко всем этим явлениям имеет специальный смысл, что слово "борьба" употребляется метафорически и что, пожалуй, лучше употреблять его не отдельно, а в составе формулы "единство и борьба противоположностей".

В истории культуры издавна существовали концепции, в которых признавалась такая полярность (борьба противоположностей), но трактовалась в духе взаимодополнительности, взаимоуравновешенности, нахождения известного баланса противоположных сил. В частности, это было характерно для мифологического сознания и для тесно связанных с ним ранних философских систем. Основополагающие полярности, так называемые бинарные оппозиции (типа низа и верха, света и тьмы, добра и зла, правого и левого, женского и мужского начал), являлись для мифологического сознания принципами как бы некоего вселенского "гомеостаза", то есть постоянно воспроизводящихся циклов нарушения и восстановления равновесия между этими полярностями.

Английский философ К.Поппер пишет:"Если мы приглядимся немного к этим так называемым противоречивым фактам, то обнаружим, что все примеры, предложенные диалектиками, подтверждают всего-навсего то, что в мире, в котором мы живем, иногда проявляется структура, которую можно, пожалуй, описать с помощью слова "полярность". Пример такой структуры - существование положительного и отрицательного электричества".

Но все дело в том, что диалектика вовсе не ограничивается фиксацией таких полярностей, а стремится понять их "пульсацию", дающую ключ к уяснению сложных, динамичных, живых процессов существования, изменения и развития всего сущего. Соотношение противоположностей подвижно. Усиление или ослабление (разрушение) одной из сторон ведет к изменению ее роли, значимости в рамках противоречивого единства изменяющегося, развивающегося предмета и, соответственно, влияет на роль и значение, "удельный вес" другой противоположности, их напряженного противоречивого единства в целом, его баланса, дисбаланса и т.д. Одним словом, здесь открывается целый комплекс нелегких, но важных проблем.

I. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

В.И.Ленин назвал закон единства и борьбы противоположностей ядром диалектики. Этот закон раскрывает причины вечного движения и развития материального мира. Знание его имеет основополагающее значение для понимания диалектики развития природы, общества и мышления, для науки, практической революционной деятельности.

Анализ противоречий объективной действительности, раскрытие их природы - важнейшее требование всякого научного исследования и практического действия.

1. Единство и борьба противоположностей

Все мы сталкивались с такой вещью как магнит. Его главным признаком является наличие неразрывно связанных противоположностей – северный и южный полюс. Они настолько неотрывно связанны друг с другом что сколько не пытайся их разделить – ничего из этого не выйдет. Разрезая его на две, три и более частей - мы будем получать все те же магниты.

Противоположности и есть те внутренние стороны, тенденции, силы предмета, которые исключают, а вместе с тем и предполагают друг друга. Отношение неразрывной взаимосвязи этих сторон составляет единство противоположностей.

Противоречивые стороны заключены во всех предметах и явлениях. Все они представляют собой органическую связь, неразрывное единство противоположностей. Противоречивы не только элементарные частицы, но и образованный из них атом. В центре его находится положительно заряженное ядро, вокруг которого движутся отрицательно заряженные электроны. Химический процесс - это противоречивое единство ассоциации (соединения) и диссоциации (разъединения) атомов.

Противоположности имеют место и в живых организмах. Наследственность - это тенденция организма сохранять приобретенные по наследству свойства, изменчивость же - это его способность вырабатывать новые свойства, совершенствоваться, развиваться.

Психическая деятельность человека характеризуется противоположными процессами возбуждения и торможения, концентрации и иррадиации (распространения) возбуждений в коре больших полушарий головного мозга.

Противоречивые стороны присущи и процессу познания. Человек пользуется такими противоположными и взаимосвязанными приемами исследования, как индукция и дедукция, анализ и синтез и др.

Таким образом, противоречивость предметов и явлений мира носит всеобщий, универсальный характер. В мире нет предмета или явления, которые не раздваивались бы на противоположности.

Противоположности не только исключают, но и обязательно предполагают одна другую. Они сосуществуют в едином предмете или явлении и друг без друга немыслимы. Мы уже отмечали неразрывное единство противоположных полюсов магнита. Столь же неразрывны ассимиляция и диссимиляция в живом организме, анализ и синтез - процессе познания. капиталистическое общество невозможно без противоположных классов.

Итак, мы установили, что предметы и явления есть единство противоположностей. Каков же характер этого единства? Сосуществуют ли противоположности в этом единстве мирно или вступают противоречия, в борьбу друг с другом?

Развитие самых различных предметов и явлений действительности говорит о том, что противоположные стороны не могут мирно сосуществовать в едином предмете: противоречивый, взаимоисключающий характер противоположностей с необходимостью вызывает борьбу между ними. Не могут не вступать в противоречия, не бороться старое и новое, нарождающееся и отживающее в предметах. Противоречие, борьба противоположностей и составляет основной источник развития материи и сознания.

Утверждение о том, что решающим в развитии является борьба противоположностей, вовсе не умаляет значения их единства. Единство противоположностей составляет необходимое условие борьбы, так как борьба имеет место только там, где противоположные стороны существуют в едином предмете или явлении.

Весь опыт развития науки и общественно-исторической практики людей неоспоримо свидетельствует, что источником развития является борьба противоположностей. В то же время надо иметь в виду, что борьба эта по-разному проявляется в различных областях материальной действительности.

В неорганической природе имеет широкое распространение борьба (взаимодействие) таких противоположных сил, как притяжение и отталкивание. Взаимодействие механических, электрических, ядерных и других сил притяжения и отталкивания играет огромную роль в возникновении и существовании атомных ядер, атомов и молекул. Борьба этих сил, как это следует из современных космогонических теорий, явилась важнейшим источником возникновения Солнечной системы.

Современная астрономия показала также, что взаимодействие сил притяжения и отталкивания является одним из важных источников тех разнообразных процессов, которые совершаются в настоящее время в космическом пространстве. В различных областях Вселенной не существует абсолютного равновесия этих сил, одна из них обязательно преобладает. Там, где преобладает отталкивание, материя и энергия рассеиваются, звезды угасают. Там же, где верх берет притяжение, материя и энергия концентрируются, в результате вспыхивают новые звезды. Таким образом, в ходе борьбы, взаимодействия этих противоположных сил осуществляется вечное движение материи и энергии в космосе.

Выше уже отмечалось, что живым организмам присущи противоречивые процессы ассимиляции и диссимиляции. Их борьба, взаимодействие и представляют собой специфический источник развития живого. Эти противоречивые процессы не могут находиться в абсолютном равновесии, один из них обязательно преобладает. В молодом организме ассимиляция берет верх над диссимиляцией, что обусловливает его рост, развитие. Когда же диссимиляция преобладает над ассимиляцией, организм стареет, разрушается. Однако в любом организме, молодом или старом, эти процессы взаимодействуют. Их взаимодействие, противоречие и есть жизнь. С прекращением этого противоречия жизнь прекращается, наступает смерть.

Закон единства и борьбы противоположностей»

Обобщение повседневных жизненных наблюдений, опытных фактов, полученных в различных науках, а также общественно-исторической практики, показало, что явлениям действительности присущ полярный характер, что в любом из них можно найти противоположности. В математике - плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование; в физике - положительные и отрицательные заряды; в механике - притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в химии - анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциация; в биологии - ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и болезнь; в физиологии высшей нервной деятельности - возбуждение и торможение - таков беглый перечень противоположностей, открываемых наукой. Открытие противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций в самых различных явлениях и процессах имело принципиальное значение для формирования диалектико-материалистического миропонимания, для осмысления процессов изменения, развития.

Противоположными называют такие свойства предметов (явлений, процессов), которые в некоторой школе занимают "предельные", крайние места. Примеры противоположностей: верх - низ, правое - левое, сухое - мокрое, горячее - холодное и т.д. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга.

Диалектическим противоположностям присуще единство, взаимосвязь: они взаимодополняют друг друга, взаимопроникают, сложным образом взаимодействуют между собой. Отношение между диалектическими противоположностями всегда носит динамичный характер. Они способны переходить одна в другую, меняться местами и т.д. Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются. А в результате разрушения их связи они перестают быть противоположностями по отношению друг к другу. Таким образом, о диалектических противоположностях бессмысленно говорить порознь, вне их противоречивого единства в рамках некоторого целого.

В столкновении противоположных сил, тенденций осуществляются процессы изменения, развития как и в обществе (где это обнаруживается в достаточно наглядной форме), так и в живой и неживой природе, если последнюю рассматривать в процессе ее эволюции, возрастания сложности и организованности. Сложное, подвижное отношение между противоположностями было названо диалектическим противоречием. Иначе говоря, термин "единство и борьба противоположностей" и "диалектическое противоречие" заключают в себе одно и то же содержание.

Правда, надо учитывать, что если в общественной жизни борьба противоположностей в философском смысле может быть отнесена и к реальной борьбе социальных групп, людей, столкновению их реальных интересов и т.д., то применительно к природе, к сознанию (да во многом и к обществу) слово "борьба" не следует понимать буквально. Нелепо быль бы думать, например, что при решении математических задач "борются" операции сложения и вычитания, возведения в степень и извлечения корня, что в процессе обмена веществ "борются" процессы ассимиляции и диссимиляции веществ и т.д. Очевидно, что термин "борьба противоположностей" по отношению ко всем этим явлениям имеет специальный смысл, что слово "борьба" употребляется метафорически и что, пожалуй, лучше употреблять его не отдельно, а в составе формулы "единство и борьба противоположностей".

Один из основных законов материалистической диалектики. Суть этого закона состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на взаимоисключающие, противоположные моменты, стороны и тенденции, взаимоотношение которых, с одной стороны, характеризует ту или иную систему как нечто целое и качественно определенное, а с другой - составляет внутренний импульс ее изменения, развития, превращения в новое качество. Взаимоотношение противоположностей в составе единого целого выступает как диалектическое Противоречие, которое и составляет суть данного закона. Т. о., диалектическое принцип противоречия отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их противоречивость. Противоречия нельзя отделить от единства противоположностей: каждая из диалектических противоположностей невозможна объективно и немыслима без другой, без внутренних отношения к ней, "...как невозможно иметь в руке целое яблоко после того, как съедена его половина" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 70).

Диалектическое противоречие - это взаимоотношение между такими моментами, сторонами, тенденциями в составе целого, которые не даны извечно в готовом и неизменном виде, а возникают и развиваются - из несущественного различия превращаются в различия существенные, т.е. в противоположности. Говоря, напр., о существовании товара как потребительной стоимости и как стоимости Маркс отмечал, что это двойное существование "...должно развиваться в различие, различие - в противоположность и в противоречие" ("Архив Маркса и Энгельса", т. 4, 1935, с. 67). Противоречие, столкновение, борьба противоположностей являются наиболее общей и самой глубокой движущей силой развития. "... Движущее начало всякого развития - разделение на противоположности, их борьба и разрешение..." (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1957, с. 328). Всякое развитие есть возникновение различий, противоположностей, их разрешение и в то же время возникновение новых противоположностей и противоречий. В этой универсальной диалектической форме осуществляется бесконечный процесс развития объективного мира и процесс его познания.

Ленин подчеркивает, что противоречие является сутью, ядром диалектики. "В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов..." (см. Соч., т. 38, с. 249). "Раздвоение единого и познание противоречивых частей его...есть суть (одна из "сущностей", одна из основных, если не основная, особенностей или черт) диалектики" (там же, с. 357). "Тождество противоположностей ("единство" их, может быть, вернее сказать? Хотя различие терминов тождество и единство здесь не особенно существенно. В известном смысле оба верны) есть признание (открытие) противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций во всех явлениях и процессах природы (и духа и общества в т о м ч и с л е)" (там же, с. 358). Раскрывая суть данного закона и применяя его для анализа действительности и познания, классики марксизма-ленинизма терминологически не пользовались выражением "единство и борьба противоположностей". Такая формулировка этого закона получила широкое распространение в сов. филос. литературе. В трудах же классиков марксизма-ленинизма при характеристике этого закона содержатся выражения: "диалектическое противоречие", "взаимодействие противоположностей", "раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности", "разделение на противоположности, их борьба и разрешение", "единство противоположностей", "единство противоречий", "борьба противоположностей" и т.п.

Догадки о том, что взаимодействие противоположных начал составляет всеобщий закон движения мира, высказывались еще в древности. Уже в наивно-диалектических воззрениях многих ранних представителей др. восточной и античной натурфилософии действительность рассматривалась как становящаяся, вечно подвижная, совмещающая в себе противоположности. Так, в др.китайском письм. памятнике "Дао-цзы", известном также под назв. "Дао дэ цзин", говорится, что "одни существа идут, другие следуют за ними; одни расцветают, другие высыхают; одни укрепляются, другие слабеют; одни создаются, другие разрушаются" ("Дао дэ цзин", § XXIX; цит. по кн.: Ян Xин-шун, Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение, М.-Л., 1950, с. 131). В нем проводится мысль о том, что каждая вещь, достигнув определенной степени развития, превращается в свою противоположность: "Неполное становится полным, кривое становится прямым, пустое становится наполненным, ветхое сменяется новым и наоборот" (там же, § XXII; с. 127) (см. Китайская философия).

Диалектич. характер носили воззрения и ранних греч. философов. Анаксимандр, напр., учил о выделении противоположностей из апейрона. Пифагорейцы, подвергая анализу диалектику чисел, утверждали, что единица есть источник противоположностей, двойка - принцип противоположностей, тройка - их единство. Они учили о диалектике чета и нечета, предела и беспредельного. Эмпедокл усматривал движущее начало мира в действии противоположных сил: "вражды" и "дружбы" ("любви").

Наиболее ярким выражением диалектики в древнегреческой философии является учение Гераклита Эфесского, которого Ленин назвал "... одним из основоположников диалектики..." (Соч., т. 38, с. 343). Диалектика у Гераклита есть концепция непрерывного изменения, которое в основном является круговоротом материальных стихий. Все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое, все течет и изменяется, нет ничего неподвижного: "Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется" ("Материалисты Древней Греции", М., 1955, с. 52). При этом становление возможно только как единство противоположностей, понимаемых в виде непрерывного перехода из одной противоположности в другую: смертью друг друга они живут, жизнью друг друга умирают; день противоположен ночи, прямая линия - кривой, добро - злу, путь вверх - пути вниз, бытие - небытию, всеобщее - отдельному. Противоположности, по Гераклиту, пребывают в вечной борьбе: "... Все происходит через борьбу" (там же, с. 42). Борьбу противоположностей Гераклит называл вечным "всеобщим логосом", т.е. единым, общим для всего сущего законом.

Диалектические идеи о взаимодействии противоположностей первоначально были ориентированы только на объективный мир. Диалектическое мышление, являвшееся средством познания действительности в ее противоположностях, становилось вместе с тем и предметом познания. Происходил процесс осознания не только объективной, но и субъективной диалектики. Переход к последней наметился в вост. философии, как отметил Энгельс, в буддизме, а в античной - у пифагорейцев и Гераклита. Он получил в античной философии более явственное выражение у элеатов, особенно у Зенона в его знаменитых апориях, а также у Сократа в его "ироническом" раскрытии противоречий в утверждениях собеседника и гл. обр. у Платона. Свое отрицательное выражение субъективная диалектика получила в софистике и релятивизме.

Платон на объективно-идеалистической основе подошел к диалектике как движению понятий. Сущность диалектического метода Платона заключается в требовании: при решении любого вопроса необходимо исходить из двух противоречащих, взаимно друг друга исключающих положений, напр. единого и многого. Но и кроме этого, писал Платон, следует еще рассмотреть, что последует для единого и многого, для каждого из них, взятого само по себе, и для них же, взятых в отношении друг друга, если многое будет отсутствовать. Такое же рассмотрение следует предпринять касательно тождества и нетождества, покоя и движения, возникновения и уничтожения, и такое же рассмотрение должно быть предпринято также и относительно самого бытия и небытия, относительно каждого из этих определений следует спросить себя: что такое каждое из них, взятое само по себе, и каково их отношение, если предположим присутствие или отсутствие одного или другого? Упражняясь до совершенства в этом, ты познаешь существенную истину (Parm. 128 Е-129 Е).

Аристотель исследовал "...существеннейшие формы диалектического мышления" (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1957, с. 20). Согласно Аристотелю, вся реальность представляет собой последовательность переходов от "материи" к "форме" и от "формы" к "материи". Категории, как отметил Энгельс, становились у Аристотеля "текучими". Диалектика, по Аристотелю, движется в области несовместимых противоположностей и устанавливает положения, либо подводя многое под единство, либо расчленяя единство на множество. Однако борьба против релятивизма и подчеркивание невозможности противоречивых определений в науке привели к тому, что "...Аристотель в своей "Метафизике" постоянно бьется около этого и борется с Гераклитом, с гераклитовскими идеями" (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 357). В философии эпохи Возрождения идеи о взаимодействии противоположностей получили свое дальнейшее развитие у Николая Кузанского, который, хотя и сохранил связь с мистикой неоплатоновской диалектики, но развивал диалектику в значительной степени на натурфилософской почве. Он считал, что все вещи состоят из противоположностей в различных степенях. В этой связи Николай Кузанский развивал свое учение о совпадении п р о т и в о п о л о ж н о с т е й, иллюстрируя эту идею примерами прежде всего из области математики: окружность с бесконечным радиусом превращается в прямую - исчезает противоположность прямого и кривого; бесконечно большой треугольник превращается в одну линию; такие противоположности, как движение и покой, примиряются в бесконечности - тело, двигающееся по кругу с бесконечной скоростью, кажется неподвижным. Б. Телезио развил идею о том, что все в природе вытекает не из "согласия", а из борьбы противоположных сил, неразрывно связанных с материей. Она - "поле битвы" тепла и холода, к-рые "дерутся за материю", как "два жениха за женщину". Философия Джордано Бруно, развивающая учение о совпадении противоположностей и базирующаяся на принципах единства и всеобщей связи природы, динамизма и самодвижения, содержит глубокие диалектические идеи: "... Одна противоположность является началом другой... уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение; любовь есть ненависть; ненависть есть любовь... Что служит для врача более удобным противоядием, чем яд? ...Шарообразное имеет предел в ровном, вогнутое успокаивается и пребывает в выпуклом... Подведём итоги. - Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей" ("О причине, начале и едином", в кн.: "Диалоги", М., 1949, с. 290-91).

Хотя в 17-18 вв. в науке и философии господствовала метафизика, идеи диалектики о взаимодействии противоположностей все настойчивее пробивались в филос. воззрениях Спинозы, Я. Бёме, Лейбница, Руссо, Дидро и др. В философии Декарта был заострен вопрос о том, как могут быть связаны друг с другом мышление и протяженность, рассматриваемые им как абсолютно исключающие друг друга противоположности. Опосредствующее единство между ними возможно, согласно Декарту, только благодаря богу. Преодолевая декартовский дуализм телесной и мыслящей субстанции, Спиноза признает единую субстанцию, непосредственными противоположными атрибутами которой являются протяжение и мышление.

Наиболее глубокую трактовку идеи о взаимодействии противоположностей получили в немецкой классической идеалистической философии. Благодаря космологическим работам Канта, пробившим брешь в метафизике и опирающимся на идею взаимодействия сил притяжения и отталкивания, принцип противоположностей и противоречия все более и более внедряется в филос. культуру. Если в докритический период Кант развивал эту идею на почве натурфилософии, то в критический период она рассматривается гл. обр. как диалектика антиномий чистого разума (к чему, впрочем, не сводятся диалектические тенденции философии Канта критического периода), т.е. рассматривается на гносеологической почве. С этого времени начинается период систематической разработки этой закономерности развития как всеобщей закономерности бытия и познания. Эта идея у Фихте становится основой для построения системы субъективно-идеалистической дедукции категорий, базирующейся на диалектике субъективного и объективного - "Я" и "не-Я", как борющихся и синтезирующихся противоположностей. Шеллинг стремился объективировать эту диалектику. Наблюдения Шеллинга над электрическими и магнитными явлениями убедили его в том, что первый принцип филос. учения о природе - это сводить всю природу к деятельности возникающих из стремления к раздвоению полярных сил, первыми из к-рых являются силы притяжения и отталкивания. Как объективный идеалист, Шеллинг трактовал это организующее начало как разум в природе.

Наконец, у Гегеля идея о взаимодействии противоположностей, о противоречии на объективно-идеалистич. почве достигает обобщенности универсального закона бытия и мышления. Гегель показал, что процесс раздвоения единого на противоположности есть фундаментальная характеристика с у щ н о с т и развития, к-рая обнаруживается, когда мы от качественных переходов обращаемся к существенному отношению (по терминологии Гегеля - к рефлексии). Внутри развивающегося целого это существ. отношение есть отношение отрицания, благодаря к-рому существенные различия выступают как противоположности в единстве целого. Отношение этих противоположностей в рамках целого и составляет противоречие. В учении Гегеля противоречие рассматривалось как движущий принцип всякого развития и как центральный пункт всей его философии. Заслуга Гегеля заключается в том, что, подвергнув критике точку зрения, согласно которой противоречия свойственны только мышлению, он показал и их объективный характер. "Нет предмета, в котором нельзя было бы найти противоречия, т.е. противоположных определений, так как непротиворечащий себе предмет есть чистое отвлечение рассудка, насильственно удерживающего одну из двух определенностей и старающегося затемнить и устранить сознание другой определенности, содержащейся в первой" (Гегель, Соч., т. 1, М.-Л., 1929, с. 157; см. также т. 5, М.-Л., 1937, с. 1, 2, 42, 154).

Гегель подчеркивал, что "... тождество есть лишь определение простого непосредственного, определение мертвого бытия; противоречие же есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью" (Соч., т. 5, с. 519-20). Он отметил, что противоположности, отрицая друг друга, составляют единство. "Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком... Эти формы не только различаются между собой, но вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого" (Соч., т. 4, М., 1959, с. 2).

Учение Гегеля о противоречии является наиболее глубоким и плодотворным во всей его философии. Однако его "ошибка заключалась в том, что законы эти он не выводит из природы и истории, а навязывает последним свыше, как законы мышления" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 384). Ложность исходных посылок Гегеля сказалась и в том, что он считал возможным примирение, нейтрализацию противоречия, что выражало собой его капитуляцию перед немецкой действительностью (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 321, 324, а также К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 19).

Идеи о роли противоположностей в развитии явлений природы на материалистичной основе развивали русские революц. демократы - Белинский, Герцен, Чернышевский и Добролюбов. В их трудах содержатся высказывания о сочетании противоположных начал в природе. "Природа на каждом шагу учит нас понимать противоположное в сочетании" (Герцен А. И., Избр. филос. произв., т. 1, 1946, с. 103).

Подлинно научная и последовательно материалистическая разработка и обоснование принципа единства противоположностей принадлежат Марксу и Энгельсу, а его дальнейшее творческое развитие - Ленину, его ученикам и последователям. На основе критич. переработки всей истории философии, прежде всего идеалистич. диалектики Гегеля, и глубокого конкретного исследования закономерностей развития общества, прежде всего буржуазного, обобщения практики революц. движения рабочего класса Маркс и Энгельс создали материалистич. диалектику, ядром к-рой является закон диалектич. противоречия, взаимоотношения противоположностей. Эта проблема занимает центральное место во всех теоретич. исследованиях Маркса, в том числе в главном труде Маркса "Капитал". И закон стоимости, и закон прибавочной стоимости, и закон капиталистич. накопления, и все движение капиталистич. способа произ-ва в целом характеризуются посредством вскрытия заложенных в нем диалектич. противоречий. Маркс и Энгельс доказали, что взаимодействие противоположностей коренится в общественном бытии людей, к-рое составляет основание всей структуры общества и обнаруживается во всех сферах его жизни, образуя осн. источник его развития. "С самого начала цивилизации производство начинает базироваться на антагонизме рангов, сословий, классов, наконец, на антагонизме труда накопленного и труда непосредственного. Без антагонизма нет прогресса. Таков закон, которому цивилизация подчинялась до наших дней. До настоящего времени производительные силы развивались благодаря этому режиму антагонизма классов" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 96). Противоречие между общественным произ-вом и капиталистич. присвоением проявляется в форме антагонизма между пролетариатом и буржуазией. Оно выступает также как противоречие между организацией произ-ва на отд. предприятии, комплексе предприятий данного владельца и анархией произ-ва во всем капиталистич. обществе в целом. Маркс и Энгельс показали далее, что возникновение и развитие противоречий между развитием производит, сил и системой производств, отношений, в к-рых эти силы развиваются, и разрешение этих противоречий составляет движущую силу истории.

На основании объединения результатов изучения истории общества с обобщением достижений науки Маркс и Энгельс создали строго монистич. учение о противоречиях как универсальном законе всякого развития.

Ленин, развивая дальше марксистскую диалектику на основе анализа и оценки обществ. развития эпохи империализма и пролетарских революций, а также обобщения достижений науки, прежде всего обратил внимание на самую важную особенность диалектики, а именно - на диалектич. противоречия как осн. закон объективного мира и человеческого познания. В связи с рассмотрением закона диалектич. противоречия Ленин подчеркивает мысль о том, что этот закон, ставший методом науч. познания, позволяет понять развитие вещей как их саморазвитие. Характеризуя метафизич. и диалектич. концепции развития, Ленин писал: "Развитие есть "борьба" противоположностей. Две основные... концепции развития (эволюции) суть: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними). При первой концепции движения остается в тени с а м о движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится в о в н е - бог, субъект etc). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание и с т о ч н и к а "с а м о" движения... Т о л ь к о вторая дает ключ к "самодвижению" всего сущего; только она дает ключ к "скачкам", к "перерыву постепенности", к "превращению в противоположность", к уничтожению старого и возникновению нового" (Соч., т. 38, с. 358).

Действие закона единства и борьбы противоположностей в природе и обществе. Движение - как самодвижение, так и опосредованное движение - присуще всем конкретным системам действительности. Как в области неживой, так и в области живой природы, в т.ч. в обществе и мышлении, действуют внутренние побудит. силы. Противоречия, возникающие внутри вещей, вызывают их самодвижение и саморазвитие. На противоречивые внутри условия воздействуют внешние. Способ и результат такого воздействия определяются соответствующим взаимным соотношением внутр. противоречий в самом предмете. Конкретные формы взаимодействия противоположностей бесконечно многообразны. Не существует таких противоположностей, к-рые в одинаковой форме и степени обусловливали бы развитие и в неорганич. природе, и в растительном, и в животном царствах, и в обществе на различных фазах его развития, и в сознании. С самого начала возникновения к.-л. объекта и до его превращения в другой объект в нем действуют специфич. противоречия: притяжение и отталкивание в форме приближения и удаления масс, положит, и отрицат. электрич. заряды, химич. соединение и разложение, ассимиляция и диссимиляция в организмах, возбуждение и торможение нервного процесса, обществ. сотрудничество и социальная борьба. Для каждой из этих систем движения материи существуют свои законы, свои противоречия, к-рые в конце концов ведут к появлению нового качества: или путем разрушения - к более низкой форме бытия, или путем развития - к более высокой форме бытия. Общим же для них является сама диалектич. форма: раздвоение единого на противоположности и взаимодействие между ними.

Проникновение во внутренне противоречивую природу объекта является важным показателем глубины теоретич. понимания данного объекта исследования, если он рассматривается в движении и развитии. Это относится ко всем областям знания и ко всем сферам действительности, начиная от элементарных частиц материи и кончая человеком и отношениями людей в обществе. Элементарные частицы материи могут быть поняты только как единство вещества и поля, во взаимосвязи и в их взаимодействии. Они закономерно превращаются друг в друга. Противоречивая игра сил притяжения и отталкивания в ядрах атомов при определенных условиях связывает их, а в других - заставляет распасться.

Обладая конечными размерами, конкретная система создает поля, а последние имеют тенденцию к безграничному распространению в мироздании. В результате этого процесс развития в конечных системах оказывается связанным с изменениями во всем космосе, представляющим собой взаимодействующую и развивающуюся совокупность всех небесных тел. Благодаря взаимодействию вещества и поля как противоположностей в конечном счете оказывается возможным формирование различных материальных систем из элементарных частиц. Все массы тяготеют одна к другой. Сила притяжения растет с величиной масс. В нашей Галактике между небесными телами действуют мощные гравитац. силы, к-рые стремятся объединить все тела в возможно более плотное образование. Именно благодаря этим силам частицы не могут рассеяться в мировом пространстве, а большие газовые массы приобретают шарообразную форму.

Шарообразная - устойчивая или неустойчивая - форма звезд по существу обусловлена внутр. противоречием, с одной стороны, между гравитацией, а с другой - давлением газа и световым давлением. Наконец, всем гравитац. силам противостоят силы отталкивания, обусловленные вращением тел в Галактике. Единство и взаимодействие всех этих противоположных сил обусловливает относительно устойчивую спиральную структуру нашей Галактики и вместе с тем определяет эволюцию ее как звездной системы. Формирование звезд происходит вследствие появления в волокнах туманностей неустойчивых неоднородностей, благодаря к-рым волокна распадаются на ряд сгущений. Если такое "вихревое" сгущение сохраняется в течение определенного времени, то оно превращается в звезду; гигантский газовый шар путем уплотнения превращается в тело с колоссальной температурой внутри. Однако дальнейшему его уплотнению противодействует внутр. давление. Внутр. слои, разогревшиеся сначала благодаря сжатию, а затем благодаря ядерным превращениям до гигантских температур, стремятся расшириться.

Биологич. формы движения характеризуются своими особыми диалектич. противоречиями. Наиболее общим из них является противоречие между организмом и условиями его существования, разрешение к-рого ведет к преобразованию внутр. формы и типа обмена веществ организма; последний полон своих внутр. противоречий. Обмен веществ слагается из двух процессов, образующих противоречивое единство: ассимиляции, к-рая состоит в построении свойственных данному живому телу веществ из поступающей из внешней среды пищи, и диссимиляции, к-рая состоит в химич. расщеплении веществ живого тела с освобождением нужной для жизни энергии.

Во внутривидовых и межвидовых отношениях противоречия выступают в форме конкурентной борьбы между особями одного вида, если они ограничены в жизненных условиях, и особенно в форме межвидовой борьбы (см. Борьба зa существование). Результатом действия противоречий между организмом и средой является естественный отбор. Теория естественного отбора построена на признании ведущей роли противоречия случайной индивидуальной изменчивости и общебиологич. видового приспособления. Эти противоречия разрешаются победой и распространением новых форм и вытеснением старых. Путем естественного отбора и выживания наиболее приспособленных - этого миллионократного и бессознательного эксперимента природы - куются виды, осуществляется эволюция царства живого (см. Жизнь, Изменчивость, Наследственность).

В общественных явлениях возникают совершенно новые типы противоречий: между обществом и природой, произ-вом и потребностями людей, производит. силами и производств. отношениями, базисом и надстройкой, между антагонистич. классами, между старым и новым во всех их проявлениях. Обществ. противоречия могут иметь либо антагонистич., либо неантагонистич. характер. Антагонистич. противоречия являются наиболее острой формой борьбы противоположностей (см. Антагонизм, Антагонистическое противоречие). Так, напр., осн. классами капиталистич. общества являются буржуазия и пролетариат. Отношение между этими классами выражает диалектич. противоречие (см.Классовая борьба). Буржуазия не есть нечто самодовлеющее: она - лишь момент, сторона единого целого и связана с этим целым. От буржуазии исходит действие, направленное на сохранение противоречия, а от пролетариата - действие, направленное на его уничтожение. Буржуазия, сохраняя свое собственное существование, тем самым сохраняет и существование своей противоположности - пролетариата. "Это положительная сторона антагонизма... Напротив, пролетариат... вынужден упразднить самого себя, а тем самым и обусловливающую его противоположность - частную собственность, - делающую его пролетариатом. Это - отрицательная сторона антагонизма, его беспокойство внутри него самого..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 38-39).

В борьбе противоположности качественно обособляются и раскрываются, что, в конечном счете, приводит к разрыву взаимосвязей противоположностей, к разрушению данного единства, к социальной революции. Та или иная социальная сила приобретает значение одного из двигателей обществ. прогресса только в том случае, если она направлена на разрешение существ. противоречий, являясь вместе с тем одной из сторон этого противоречия и противостоит другой его стороне. Претерпевая качеств. изменение, прежние противоположности уступают место новому единству противоположностей, их взаимодействию и борьбе на более высоком уровне. Экономич. основой борьбы классов в бурж. обществе являются противоречие между обществ. произ-вом и капиталистич. присвоением, отношения эксплуатации пролетариата буржуазией. Антагонизм, свойственный капиталистич. способу произ-ва, по словам Маркса, заключается в том, что капиталистич. произ-ву присуща тенденция к развитию производит. сил, но так как оно капиталистическое, то оно постоянно наталкивается па узкие барьеры: произ-во прибавочной стоимости. Основой борьбы является сам факт эксплуатации, т.е. тот факт, что произ-во есть произ-во прибавочной стоимости, есть экономич. порабощение человека человеком. Развиваясь в этих пределах, капиталистич. произ-во рождает трагич. коллизии: одновременное существование избыточного капитала и избыточного населения; машины из средства сокращения рабочего дня превращаются в средство его удлинения; на фоне перепроизводства продуктов питания многие голодают и т.п. Антагонистич. характер развития капиталистич. произ-ва на его империалистич. стадии не только не ослаб, но еще больше усилился и углубился. Монополистич. капитал все более углубляет пропасть между рабочим классом и буржуазией. Эти противоречия - важнейшая черта общего кризиса мировой системы империализма на совр. этапе: "...М и р о в а я империалистическая система раздирается глубокими и острыми противоречиям и. Антагонизм труда и капитала, противоречия между народом и монополиями, растущий милитаризм, распад колониальной системы, противоречия между молодыми национальными государствами и старыми колонизаторскими державами, и самое главное - стремительный рост мирового социализма подмывают и разрушают империализм, ведут к его ослаблению и гибели" (Программа КПСС, 1961, с. 34-35).

Внутр. противоречие капитализма в том-то и состоит, что следствия, вытекающие из его же собственных оснований и служащие средством его поддержания, вместе с тем разрушают сами эти основания. "Усиливающийся конфликт между производительными силами и производственными отношениями властно ставит перед человечеством задачу - разорвать прогнившую капиталистическую оболочку, раскрепостить мощные производительные силы, созданные человеком, и использовать их на благо всего общества" (там же, с. 7). Внутр. противоречия, раздирающие совр. бурж. общество, усиливаются внешними противоречиями между метрополиями, колониальными державами и колониями, что находит свое яркое выражение во все нарастающем шквале национально-освободит. движений, сбрасывающих цепи колониализма.

На основе обществ. собственности и ликвидации эксплуататорских классов и эксплуатации человека человеком в социалистич. обществе прочно утвердилось единство трудящихся классов, социальных групп и наций, их сплочение вокруг Коммунистич. партии, монолитное единство самой Коммунистич. партии как руководящей силы общества, господство единой марксистско-ленинской идеологии. Все это превратило социальное, идейно-политич. единство общества в могучую творч. силу, к-рая созидает новое и является социальным средством разрешения возникающих неантагонистич. противоречий. В условиях социализма изменились конкретные формы проявления закона диалектич. противоречия, хотя его суть осталась: она носит универсальный характер и проявляется всюду, где есть движение, развитие. Прежде всего внутренние противоречия в условиях социализма перестали быть антагонистическими. Они обладают совершенно новой природой: взаимодействие осуществляется между совсем иными социальными силами; разрешаются противоречия иными средствами, принципиально отличными от методов классовой борьбы и социальных революций; партия владеет закономерностями развития общества, в т.ч. и законом диалектич. противоречия, поэтому разрешение противоречий осуществляется, как правило, своевременно и сознательно, планомерно.

Противоречия при социализме - это противоречия и трудности роста, противоречия между колоссальными возможностями, заложенными в социалистич. системе, и реализацией этих возможностей, противоречия между новым и старым, между передовым и отсталым.

Уничтожение частной и установление общественной собственности знаменует собой великий переворот в развитии человечества. Целью произ-ва становится всемерное удовлетворение потребностей всех членов общества. В массовом, изо дня в день растущем потреблении трудящихся производит, силы получают могучий, превосходящий все известное в прошлом, стимул роста и совершенствования. Впервые в истории они получают способность к безграничному, невиданно быстрому подъему. Следствием этого стремит, роста является возрастание потребностей народа, к-рое, в свою очередь, становится условием дальнейшего подъема производит. сил. Необходимость все более полного удовлетворения умножающихся и усложняющихся запросов населения требует постоянного, всемерного наращивания обществ, богатства, социалистич. собственности, к-рое возможно лишь за счет непрерывного увеличения народного (национального) дохода. Но для этого, в свою очередь, необходимо как можно быстрее расширять производство, а следовательно, осуществлять максимальное накопление. Перед социалистич. экономикой стоит двоякая задача: чтобы удовлетворять неуклонно повышающийся спрос населения, нужно все время наращивать производит. силы, но для этого, в свою очередь, необходимо поддерживать высокий и все возрастающий уровень потребления. диалектика философ противоположность закон

Характерным примером диалектич. взаимодействия, взаимопроникновения противоположностей в составе целого применительно к социалистич. обществу может служить принцип демократического централизма. Момент демократич. самоуправления выступает здесь как своего рода противовес односторонне централистским тенденциям в управлении обществ, делами, и наоборот. Преобладание одной из противоположностей может привести к нарушению самого принципа.

Одним из проявлений культа личности Сталина явилось нарушение принципа демократич. централизма в партийном и гос. строительстве. Сталин в определ. период своей деятельности стремился превратить централизм в руководстве и управлении в силу, к-рая сковывала инициативу снизу.

ЦК КПСС, проявив диалектич. гибкость политич. мышления, подверг резкой критике все эти извращения периода культа личности Сталина и восстановил принципы демократич. централизма. С целью разрешения противоречия в управлении была осуществлена целая система мер, в частности вместо министерств и ведомств руководство этими отраслями нар. х-ва стало осуществляться в экономич. административных районах совнархозами.

В развитии социалистич. общества имеется противоречие между передовым марксистско- ленинским мировоззрением, господствующим в стране, и пережитками капитализма в сознании людей. Они выражаются в наличии элементов тунеядства, воровства, взяточничества, хулиганства, бюрократизма, в религ. идеологии, в проявлениях бурж. национализма и вообще бурж. идеологии среди отсталых элементов населения. Все эти и другие пережитки капитализма являются тормозом в развитии социалистич. общества. Поэтому Коммунистич. партия и народ ведут против них непримиримую борьбу. Изучение перерастания социализма в коммунизм под углом зрения действия закона диалектич. противоречия имеет не только теоретическое, но и большое практич. значение. Этот закон является теоретич. обоснованием необходимости постоянной борьбы, мобилизации всех сил и резервов, дисциплины, инициативности и т.д., недопустимости какого-либо расхолаживания и безответственности в деле коммунистич. строительства. Всестороннее выявление противоречий и предвидение их появления - необходимое условие их своевременного и эффективного разрешения.

Важным методом выявления противоречий социалистич. общества является критика и самокритика. Однако, выявив противоречия, критика и самокритика сама по себе не может разрешить их. Разрешение противоречий в конечном счете осуществляется трудовыми усилиями народа, путем развития материальноо-технич. базы, экономики, совершенствования гос. форм, повышения социалистич. сознательности трудящихся, умелой организаторской и воспитат. работой партии и гос-ва. Диалектическое противоречие как закон познания. Этот универсальный закон развития рассматривается в марксистской философии как важнейший методологии, принцип, как логич. форма развитии познания. Подобно противоречиям в явлениях реальной действительности, возникающие и разрешающиеся противоречия в развивающемся мышлении, отражающем объективную реальность, способствуют развитию процесса познания. Объективная диалектика находит свое отражение в диалектике субъективной. "Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга либо в более высокие формы" (Энгельс Ф., Диалектика природы, с. 166). Подчеркивая объективный источник субъективной диалектики, Ленин пишет, что "диалектика вещей создает диалектику и д е й, а не наоборот" (Соч., т. 33, с. 183).

Поскольку взаимодействие противо-положностей составляет внутр. содержание и стимул развития любой конкретной системы, постольку познание этого содержания и источника самодвижения системы предполагает прежде всего выявление в ней противоположных моментов, сторон, тенденций. Учение о диалектич. противоречии включает раскрытие единства противоположностей и их борьбы и определение направления развития на основе противоположностей. Метафизич. метод мышления, выражающийся только в аналитич. подходе по принципу: "с одной стороны - с другой стороны", ограничиваясь характеристикой противоположностей и их констатацией, оказывается научно несостоятельным.

Усматривая в противоположностях только простой факт различия, он оставляет в тени главное - взаимоотношение, взаимодействие противоположностей. "Пока мы рассматриваем вещи как покоящиеся и безжизненные, каждую в отдельности, одну рядом с другой и одну вслед за другой, мы, разумеется, не наталкиваемся ни на какие противоречия в них. Мы находим здесь определенные свойства, которые частью общи, частью различны или даже противоречат друг другу, но в этом последнем случае они распределены между различными вещами, так что не содержат внутри себя никакого противоречия. Поскольку наше наблюдение остается в этих пределах, мы обходимся также обычным, метафизическим способом мышлении. Но совсем иначе обстоит дело, когда мы начинаем рассматривать вещи в их движении, в их изменении, в их жизни, в их взаимном воздействии друг на друга. Здесь мы сразу наталкиваемся на противоречия" (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, с. 113).

Тот, кто рассматривает противоположные моменты, стороны, тенденции противоречивого процесса изолированно друг от друга, кто не поднимается до понимания их противоречивого единства, тот не может понять действит. процесс развития и его побудит. силы. Углубленное познание диалектич. противоречия предполагает, следовательно, синтетич. подход, схватывающий возникновение и взаимодействие противоположностей, их единство и взаимопереходы. "Условие познания всех процессов мира в их "самодвижении", в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их, как единства противоположностей" (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 358).

Правильно понимаемая формальная логика с ее недопустимостью формально-логич. противоречивости в рассуждениях отнюдь не исключает выявления единства противоположностей. Правда, объективная противоречивость действительности, а также сложность объекта исследования может быть причиной появления и формально-логич. противоречий.

Реальный процесс развития науч. мышления постоянно "продирается" через густую чащу противоречий, парадоксов и антиномий. Поднимаясь до глубоких обобщений процесса развития явлений, теоретич. мышление попадает в область, где, по выражению Энгельса, уже нельзя мыслить по формуле "да - да, нет - нет; что сверх того, то от лукавого". В этой области приобретает силу диалектич. формула: "и да и нет".

С подобным единством противоположностей имеет дело диалектич. мышление, к-рое оперирует полярными категориями (необходимость ислучайность, возможность и действительность, внешнее и внутреннее и т.п.), а также суждениями, совмещающими в себе противоположные предикаты ("Материя и прерывна и непрерывна", "Материя конечна и бесконечна", "Свет есть и корпускула и волна" и т.п.).

Вся история развития духовной культуры человечества, история развития науч. знания осуществлялась и осуществляется через борьбу между новыми знаниями, гипотезами и устаревшими положениями, через борьбу различных и противоположных мнений. И было бы нелепым думать, что история умственного развития человечества, полная противоречий, борьбы противоположных идей, напр. материализма и идеализма, диалектики и метафизики, прогресса и реакции - это продукт алогичного мышления той или иной стороны или всех вместе. Борьба идей есть одна из важных гарантий против превращения их в окаменевшую догму (см. Догматизм). В жизни идет непрерывная борьба - процесс развития, в к-ром победитель достигает, как правило, прогресса в развитии знания наряду с другими причинами также и потому, что он вынужден бороться, подстегиваемый усилиями противной стороны, что заостряет работу мысли и интеллектуальные силы борющихся сторон. Это способствует общему умственному прогрессу. Диалектика развития познания заключается и в "...противоречии между внутренне неограниченной человеческой способностью познания и ее действительным осуществлением только в отдельных, внешне ограниченных и ограниченно познающих людях..." (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, с. 114). Это противоречие разрешается в бесконечном ряде последоват. поколений людей, углубляющих процесс познания действительности.

Будучи правильно отраженным и зафиксированным в системе теоретич. знания, закон диалектич. противоречия составляет осн. ядро диалектич. метода исследования и преобразования бытия и сознания. Каждое понятие и каждая категория возникают и развиваются через противоречие и представляют единство противоположностей. Говоря о понятиях, Ленин писал, что они "... должны быть также обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимносвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир" (Соч., т. 38, с. 136). В процессе анализа сложных явлений, при попытке проникнуть в их сущность, попять их возникновение, движущие силы и общие формы развития, теоретич. мышление неизбежно сталкивается с противоречиями. Уже сам по себе факт их констатации в науке представляет собой выявление и постановку проблемы, что имеет огромное значение для развития познания. Так, напр., еще в древности люди столкнулись с противоположностью души и тела, сознания и материи, единичного и общего, и т.п. На протяжении многих веков различные мыслители никак не могли правильно решить проблему соотношения сознания и материи. Они или резко обособляли одно от другого, вырывая между ними непроходимую пропасть, рассматривая их как особые и самостоят. субстанции, или отождествляли сознание с мыслящей материей (см.Вульгарный материализм), или растворяли материю в индивидуальном сознании (см. Идеализм).

Диалектич. взаимодействие этих противоположностей - сознания и материи - в гносеологич. плане впервые было научно раскрыто лишь марксизмом на основе обществ, практики, в процессе формирования и развития к-рой формируется и развивается сознание, в к-рой материальное превращается в идеальное, а идеальное - в материальное. Именно обществ. практика людей служит опосредствующим звеном между сознанием и бытием, основой единства этих противоположностей. Возьмем другой пример. В истории развития политической экономии процесс разложения классич. школы Рикардо выявил прямое противоречие между законом стоимости и средней нормой прибыли. Бурж. политич. экономия так и не нашла разрешения этого противоречия. В итоге она вообще отказалась от своего достижения - трудовой теории стоимости. "Противоречие между общим законом и более развитыми конкретными отношениями здесь хотят разрешить не путем нахождения посредствующих звеньев, а путем прямого подведения конкретного к абстрактному... Милль прибегает к этому методу только в тех случаях, когда он абсолютно не находит другого выхода. Но основной его метод иной. Где экономическое отношение, - а значит и категории, выражающие его, - заключает в себе противоположности, является противоречием и именно единством противоречий, он подчеркивает момент е д и н с т в а противоположностей и отрицает противоположности. Единство противоположностей он превращает в непосредственное тождество этих противоположностей" (Маркс К., Теории прибавочной стоимости", ч. 3, 1961, с. 76-77). Пользуясь диалектич. методом, констатируя противоречие между одинаковой нормой прибыли, получаемой капиталами различного органич. состава и законом стоимостей, Маркс показал, как на почве этого закона реально развиваются противоречащие ему формы экономич. отношений бурж. общества.

Приведенные примеры показывают, что единственный способ преодолеть противоречия, возникающие перед теоретич. мышлением, - это выйти за их пределы, найти им более глубокую основу, выявить переход одной противоположности в другую и раскрыть опосредствующие звенья этого диалектич. перехода. Это и есть, видимо, самый главный узел, в развязывании к-рого заключается важнейшая задача теоретического мышления, долженствующего проникнуть в сущность вещей. Эффективное применение этого закона не может носить формальный, автоматич. характер. Оно требует всегда большой гибкости теоретич. мышления, глубокого и всестороннего учета конкретных условий рассматриваемой системы предметов, учета места и времени. Догматич. ссылка на этот закон, как и на любой другой закон диалектики, без учета конкретных условий, в нарушение принципа конкретности истины может привести к ошибкам. Примером этого может служить ошибочный тезис Сталина об обострении классовой борьбы после победы социалистич. строя, когда эксплуататорские классы были ликвидированы. Закономерность, присущую переходному периоду от капитализма к социализму, Сталин неправильно, перенес в условия социалистического общества, что послужило основанием грубейших нарушений ленинских норм партийной и гос. жизни, социалистич. демократии и законности. На этом примере видно, какое большое не только теоретическое, но и практико-политич. значение имеет гибко-диалектич. понимание закона взаимодействия противоположностей.

Открытие и дальнейшая разработка диалектич. противоречия имеет огромное значение не только для развития науч. метода мышления, но и для обоснования последовательно материалистич. мировоззрения: принцип диалектич. противоречия дает возможность вскрывать стимулы развития той или иной системы в присущих ей внутр. противоречиях и тем самым рассматривать ее движение и развитие как самодвижение и саморазвитие. Диалектич. взгляд на источник развития показывает несостоятельность поисков движущих сил развития мира за его пределами - в божественном толчке, в абс. идее, в жизненной силе виталистов и т.п.

Знание и умение применять закон диалектич. противоречия, позволяя научно объяснять действительность, составляют необходимое условие ее революц. преобразования. Ярким примером применения требования диалектики - учитывать борьбу противоположностей и на этой основе выявлять направление развития объекта - является характеристика совр. эпохи, данная в Программе КПСС: "Современная эпоха, основное содержание которой составляет переход от капитализма к социализму, есть эпоха борьбы двух противоположных общественных систем, эпоха социалистических и национально-освободительных революций, эпоха крушения империализма, ликвидации колониальной системы, эпоха перехода на путь социализма все новых народов, торжества социализма и коммунизма во всемирном масштабе" (1961, с. 5).

Закон диалектич. противоречия, составляющий сердцевину марксистско- ленинской диалектики, встречает крайне враждебное отношение со стороны идеологов буржуазии, к-рые пытаются затушевать социальные противоречия, обосновать возможность примирения, гармонии противоположностей.

"В своём рациональном виде диалектика внушает буржуазии и её доктринерам-идеологам лишь злобу и ужас, т.к. в позитивное понимание существующего она включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществлённую форму она рассматривает в движении, следовательно, также и с её преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна" (Маркс К., Капитал, т. 1, с. 20). Извращая истинную природу объективной диалектики как источника прогрессивного развития, бурж. идеологи считают, что диалектич. противоречия представляют собой не созидательный, а лишь разрушительный фактор. Будучи не в состоянии опровергнуть диалектику, бурж. идеологи пытаются лишить ее революционного содержания, прибегая к признанию "мирной" диалектики, диалектики противоположностей без борьбы, стремятся доказать, что противоречия между буржуазией и пролетариатом сглаживаются, что борьба между материализмом и идеализмом устарела, и т.п. Совр. "критики" марксистской диалектики, напр. Веттер, Бохенский, Сидни Хук и др., считают "неопровержимым" доводом против нее, гл. обр. против закона диалектич. противоречия, свое утверждение, будто бы классики марксизма не доказали объективность диалектики вообще, реальность противоречий в особенности, а в лучшем случае дали лишь иллюстрации к диалектич. идеям Гегеля.

Одним из наиболее популярных "аргументов" критиков марксистской диалектики является утверждение о том, что будто бы сфера действия и приложения диалектики - только человек, человеч. общество и познание. Исходя из этого ложного принципа, приписанного марксизму, бурж. идеологи делают вывод, будто бы не имеет смысла говорить об "объективной диалектике" развития природы, как она существует независимо от человека. Так, напр., Мерло-Понти заявляет, что Гегель неправомерно расширил сферу приложения диалектич. законов, сформулированных им в результате анализа человеч. духа, объявив их всеобщими законами бытия. Но Гегель при этом, согласно Мерло-Понти, был последователен, ибо, будучи идеалистом, он объявил сущностью бытия духовное начало, а потому и закономерность развития последнего считал универсальной. Что же касается марксистов, то они, по Мерло-Понти, являются непоследовательными, когда, будучи материалистами, "некритически" заимствуют гегелевский тезис об универсальности характера диалектики вообще, диалектич. противоречий в частности. Такая критика марксистской диалектики свидетельствует лишь о сознат. игнорировании или о неосведомленности в проблемах совр. естествознания, к-рое полно фактами диалектич. противоречий в природе, являющейся, по словам Энгельса, "пробным камнем диалектики".

Диалектико-материалистич. учение о противоречии, как всеобщей форме и движущей силе развития, основанное на опыте всей истории, результатах развития науки об обществе и природе, представляет собой великое оружие науч. исследования и практически-политич. деятельности, успешной борьбы за коммунизм.

Литература

  • 1. Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4
  • 2. Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955;
  • 3. Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14;
  • 4. Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956;
  • 5. Хрущев Н. С., О Программе КПСС, М., 1961;
  • 6. Гераклит Эфесский, Фрагменты. - Парменид о природе. Поэма, пер. [с греч.] А. Дынника, М., ;
  • 7. Аристотель, Метафизика, пер. [с греч.], М.-Л., 1934;
  • 8. Кузанский Н., Избр. филос. соч., М., 1937;
  • 9. Бруно Дж., О причине, начале и едином, М., 1934;
  • 10. Дидро Д., Собр. соч., т. 1-2, М., 1935;
  • 11. Гегель, Энциклопедия философских наук, Соч., т. 1, М.-Л., 1929, ч. 1 -Логика;
  • 12. Белинский В. Г., Избр. филос. соч., т. 1-2, [М.-Л.], 1948;
  • 13. Чернышевский Н. Г., Избр. филос. соч., т. 1-3, Л., 1950-51;
  • 14. Деборин А. М., Гегель и диалектический материализм, в кн.: Гегель, Соч., т. 1, [М.-Л.], 1929;
  • 15. Асмус В. Ф., Очерки истории диалектики в новой философии, 2 изд., М.-Л., 1930;
  • 16. Дудель С. П., Законы материалистической диалектики, М., 1958;
  • 17. Проблемы развития в природе и обществе. [Сб. статей], M. -Л., 1958;
  • 18. Ильенков Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса, М., 1960;
  • 19. Мелюхин С., О диалектике развития неорганической природы, М., 1960.

Сущность данного закона выражается через такие понятия, как тождество, различие, противоположности, противоречие.

Тождество. Если общие признаки, свойства, черты у объектов имеют одинаковую степень (интенсивность) проявления, то объекты тождественны по данному признаку, свойству черте.

Например: Если мы имеем два проводника с током, через поперечное сечение каждого из них проходит за 1 сек. равное количество зарядов, то мы имеем тождественные потоки зарядов, или иначе, проводники с равными по силе токами.

Различие. Кроме общих свойств, черт, признаков, у объектов существуют свои специфические свойства, черты, признаки, не присущие другим объектам. В таком случае используется понятие различия.

Противоположности. В диалектике под противоположностями понимают такие черты, свойства, признаки, процессы в объектах, которые взаимно исключают друг друга и в то же время взаимно предполагают друг друга, не могут существовать друг без друга.

Примеры: В природе: притяжение – отталкивание, ассоциация (соединение) – диссоциация (разъединение) молекул. В живой природе: ассимиляция (усвоение элементов пищи) – диссимиляция (процесс распада элементов) в живом организме; изменчивость и наследственность. В общественной жизни: производство – потребление, рабы – рабовладельцы, добро – зло. В процессах мышления: анализ (мысленное расчленение объекта на составные части, элементы) – синтез (мысленное соединение частей, элементов в единое органическое целое).

Противоречие. Когда противоположности начинают воздействовать друг на друга, говорят, что они приходят в противоречие.

Виды противоречий: основные (на основных свойствах, определяют развитие объекта), не основные (на не основных свойствах, влияют на развитие объекта); внутренние (внутри объекта), внешние (между объектом и внешней средой); в обществе: антагонистические (враждебность сторон по коренным направлениям), не антагонистические (общность по коренным, не согласие по некоренным направлениям).

1. Сущность закона единства и способы противоположностей.

Всем вещам, явлениям, процессам внутренне присущи противоположности, которые обусловливают их целостность. Борьба противоположностей приводит к самодвижению, саморазвитию. Саморазвитие осуществляется следующим образом. В возникшей вещи (1) существуют свои противоположности, среди них и основные (А, В), которые вначале незаметны (находятся в состоянии относительного тождества), но, взаимодействуя, и взаимоисключая друг друга, приходят в состояние противоречия и борьбы. Под воздействием друг друга противоположности изменяются; противоречие, нарастая, доходит до высшей стадии – конфликта (1 1), при этом происходит разрешение противоречия заменой старого качества новым (2), с новыми, вначале скрытыми, противоположностями (А 1 , В 1), которые, затем приходят в состояние противоречия и борьбы. Противоречие, нарастая, достигает высшей фазы – конфликта (2 1) и разрешается заменой старого качества новым (3), с новыми, вначале скрытыми, противоположностями (А 2 , В 2) и т.д.. Образуется непрерывная цепь развития с переходами от низших ступеней организации к более высоким.


2. Проявление закона в различных сферах действительности.

а). Рассмотрим такую систему как ядро атома дейтерия (тяжелого водорода). Ядро атома дейтерия состоит из двух частиц, протона (p) и нейтрона (n), которые обладают такими противоположными признаками, как «обладать электрическим зарядом» (протон) и «не обладать электрическим зарядом» (нейтрон). Взаимосвязь этих противоположностей обусловливает целостность ядра атома дейтерия. Процесс взаимодействия противоположностей и характер действия закона единства и борьбы противоположностей виден из следующей схемы.

Похожие публикации